Провинция Хама сейчас полыхает огнем. Параллельно с новостями оттуда, развитие событий на международном уровне и на местах свидетельствует о том, что Россия и Иран обсуждают новые варианты шагов по Сирии, в частности, для наиболее важного региона — провинции Идлиб, которая считается оплотом сирийской революции.
Россия в Африне и его окрестностях
В последние дни стало известно о российском военном присутствии в таких районах как Кафр Джанна, Джандарис и других, прилегающих к городу Африн, который находится под контролем курдских отрядов народной самообороны.
Несмотря на опровержение Министерства обороны России, данное по поводу слухов о намерении России создать военную базу, фото- и видеоматерилы, которые просочились из Африна и его окрестностей свидетельствуют о наличии большого количества бронетранспортеров и другой военной техники. Однако данный факт не говорит о возможном желании России переместить часть координационного центра Хмеймим в регион с целью контроля за перемирием.
В интервью El-Dorar военные эксперты сообщили о том, что имеют информацию, свидетельствующую о желании России использовать курдских боевиков при захвате высоты Баракат на западе провинции Алеппо, в рамках подготовки к захвату города Дар-эль-Изза.
Эксперты подчеркнули, что Россия стремится получить тем самым хорошее прикрытие в виде обширных районов на юге и западе провинции Алеппо, а также на севере Идлиба. Это не только облегчит проведение военных операций для России и иранских сил, но и уменьшит военные расходы. Высота горы Баракат — 845 метров над уровнем моря. Занятие этой высоты позволит русским использовать тяжелую артиллерию, что гораздо дешевле по сравнению с боевыми вылетами. Расположение горы повышает точность попадания и обеспечивает доступ к территории, превышающей площадь указанных районов.
Подобное развитие событий проходит в свете заявлений со стороны курдских отрядов народной самообороны, в которых указывается на их дальнейшее сближение с сирийским режимом.
Представитель Демократических сил Сирии, ядро которых образуют курдские отряды, подтвердил, что сирийская армия, возможно, будет сотрудничать с ними в операциях в Ракке.
Командир курдских отрядов Сабан Хо также не исключил участия отрядов в освобождении Идлиба.
Иранцы в Алеппо и сближение с русскими
Эти изменения сопровождаются усилением иранско-российской координации, которая являет собой недвусмысленное сообщение для всех остальных сторон о том, что эти два государства собрались сотрудничать в сирийской проблеме до конца.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф уже заявил во вторник, что его страна позволит российским воздушным силам использовать свои аэропорты для бомбардировок в Сирии. Заявление вышло на следующий день после прибытия в Москву иранской делегации на самом высоком уровне для подписания новых договоренностей при участии президента России Владимира Путина и президента Ирана Хасана Роухани.
Соглашения по эвакуации городов Фуа и Кефрая
Политические эксперты, внимательно следившие за эвакуацией жителей городов Фуа и Кефрая в провинции Идлиб и укрепившихся там ливанских боевиков Хезболлы, высказывают свои опасения по поводу того, что Иран торопит данный процесс, готовясь к военной кампании в регионе. В интервью El-Dorar эксперты отмечают, что нет никаких реальных гарантий того, что Иран будет соблюдать соглашения, касающиеся эвакуации гражданских лиц и боевиков как из этого города, так и из других районов.
Эксперты предупреждают о скорости, которую обнаруживает Иран, чтобы завершить сделку, которая будет проходить в два этапа. Иран может прибегнуть к выводу большинства гражданских лиц на первом этапе, чтобы успокоить и подбодрить боевиков Хезболлы, и затем начать военную операцию по направлению к Идлибу с участием войск, дислоцированных в на юге Алеппо.
События в Сирии возвращают нас к тому, что положение на местах, а также политические подходы не статичны. Данные непрерывно меняются, что делает все сценарии возможными. Вероятно, ближайшие дни обнаружат более явные намерения акторов в сирийском досье.