Да, вы правильно расслышали последнюю часть — тяжелый противотанковый ракетный комплекс TOW продается по всему миру — однако лучистые американские глаза противотанковой любви теперь смотрят в сторону более зеленых пастбищ. С того момента как военные Соединенных Штатов в середине 1990-х годов начали размещение способных нападать сверху противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin, их стали так же активно раздавать фронтовым частям, как слабоалкогольные напитки на девичнике — почти каждые пехотное подразделение имеет в своем распоряжении несколько комплексов, которые оно вполне может назвать своим.
С другой стороны, новых детей теперь не допускают на вечеринки с участием ПТРК Javelin. Украине показали на дверь; сирийским повстанцам можно вообще не обращаться. Вот почему именно тяжелые противотанковые ракетные комплексы TOW оказываются в руках повстанцев из Сирийской свободной армии, и направляются они туда одним не очень таинственным благодетелем. ПТРК TOW имеет еще одно важное качество — радиус его стрельбы на 50% больше, чем показатели базовой модели ПТРК Javelin — хотя его новая версия скоро изменит это соотношение. Но пока можно откинуться в кресле и наслаждаться свежим воздухом на вершине годы с вашим ракетами ПТРК TOW, а также упиваться панорамным видом во время съемки видео, которые вы регулярно выкладываете на портале YouTube.
Так на что же способен ПТРК TOW (Tube-launched Optically-tracked Wire-guided) в борьбе с танком Т-14 «Армата», c этим загадочным русским супертанком, который, по слухам, является секретным воплощением робота-трансформера, наделенного способностью летать? Давайте сравним характеристики ПТРК TOW с возможностями защиты танка «Армата», и посмотрим, какие искры они вместе высекают.
BGM-71 TOW (запускаемая из трубы, наводимая по оптическому каналу и управляемая по проводу) является почтенной американской противотанковой ракетой дальнего радиуса действия. Впервые она поступила на вооружение в 1970 году, а сегодня она доступна во многих вкусовых вариантах: беспроволочном, с тандемным зарядом, для атаки сверху и как разрушитель бункеров. Можно подобрать образец на любой вкус. Давайте отложим в сторону старое поколение (извини, ITOW) и сосредоточим наше внимание на двух современных моделях — на TOW-2A и TOW-2B.
Что касается ПТРК TOW-2A, то в нем используется характерная для этого вида оружия система управления по проводу. Когда ракеты выстреливается из пускового контейнера с помощью стартового заряда, расположенная в задней части катушка с тонким проводом начинает раскручиваться, и это позволяет пусковой установке посылать по нему команды во время полета к цели. В ПТРК TOW используется система полуавтоматической командной линии прицеливания (SACLOS) — это значит, что оператор управляет ракетой за счет удержания прицельной оптической марки на цели, а система автоматически корректирует ее курс. ПТРК TOW-2A способен поразить цель на расстоянии 3750 метров — однако его ракете потребуется для этого определенное время. Скорость ее полета составляет около 180 метров в секунду, и это означает, что ей понадобится около 22 секунд для поражения цели на максимальном удалении. За это время предупрежденные члены экипажа танка могут предпринять защитные действия — если заметят подлет ракеты.
Система управления по проводам имеет свои преимущества — она не подвержена воздействию со стороны различного рода помех. Однако нужно, чтобы оператор оставался на месте и наводил ракету в течение всего ее полета до попадания в цель. Меры противодействия, позволяющие затруднить видимость цели — например, при использовании старомодного дыма — могут сбить ракету с прицела.
Когда ракета TOW-2A попадает в танк, происходит подрыв бризантной противотанковой боеголовки (HEAT), которую еще называют кумулятивным зарядом или химическим сердечником. Обычные снаряды полагаются на кинетическую энергию — на комбинацию скорости и массы — для того, чтобы пробить броню. Однако для кинетических сердечников нужны большие орудия, у которых происходит огромная отдача. Кроме того, они теряют свою силу при стрельбе на большие дистанции. Вместо этого при подрыве бризантной боеголовки образуется поток мелких металлических частиц, двигающихся с высокой скоростью; более крупные кумулятивные снаряды способны пробивать более толстую броню, однако скорость снаряда или ракеты не оказывает влияния на проникающее воздействие. Нет необходимости иметь длинный ствол или тяжелую раму для поглощения отдачи — вот почему в большинстве ракет используются боеголовки с системой HEAT. Боевой 6-дюймовый кумулятивный заряд ракеты TOW-2A способен пробить 900-миллиметровую катанную гомогенную броню.
Однако, начиная с 1980-х годов, конструкторы начали производить танки, оснащенные защитой от кумулятивных снарядов. При производстве западных танков используется композитная броня Chobham. Советские противотанковые ракеты оказывали такое же воздействие на новые танки Abrams и Challenger, как бумажные шарики на гиппопотама. Российские конструкторы, с другой стороны, использовали систему активной защиты — брикеты взрывчатого вещества, которые подрываются при приближении ракеты, и в результате кумулятивная боеголовка взрывается еще до того, как она окажется в непосредственной близости от танка. Система активной защиты немного сложнее, чем композитная броня, однако она дешевле легче по весу.
Система активной защиты способна разрушить все используемые ПТРК TOW ухищрения. Поэтому у ракеты TOW-2A имеется «тандемный заряд», то есть две боеголовки; одна в передней части для того, чтобы вызвать детонацию активной защиты, а вторая в задней части для проникновения через образовавшееся отверстие и фактического разрушения брони танка. В наиболее смертоносных типах противотанкового оружия — таких как РПГ-29, AT-14 «Корнет» и Javelin — используются тандемные заряды.
Тем не менее, тандемные заряды не полностью защищены от дураков, и поэтому стоит рассмотреть теперь TOW-2B и TOW-2B Aero (у этой последней дальность стрельбы составляет 4,5 километра). Их создатели отказались от проводов и используют беспроводную систему для управления на скрытых частотах — но, тем не менее, они уязвимы при использовании различного рода помех. Однако оператор, в буквальном смысле слова, не привязан к ракете. Ракета TOW-2B способна сделать необычный маневр — при приближении к цели она может резко взлететь вверх, а затем привести в действие два кумулятивных заряда, атакую цель сверху. Это обеспечивает ей ракете высокую эффективность, поскольку толщина брони у танка сверху, как известно, небольшая. Имеется также беспроводная версия ракеты TOW-2A.
А где можно увидеть ракеты TOW? В американской армии ими оснащаются противотанковые взводы, и часто эти ПТРК устанавливаются на модифицированные легкие транспортные средства (Humvee, Stryker, M113, LAV), а также на бронетранспортеры Bradley M2 и M3 и на поставляемые военно-морским силам ударные вертолеты AH-1 Corba. Еще около 30 стран имеют на вооружении эти противотанковые комплексы. А что же можно сказать о танках Т-14 «Армата», о тех, которые стали известны тем, что сохранились после репетиции парада в День Победы в 2015 году, когда всего лишь один танк потерял способность передвигаться! Жаль, что печально известный F-35 не может похвастаться таким же результатом.
Если отбросить в сторону неудачный дебют, то Т-14, похоже, имеет значительно более совершенные защитные характеристики по сравнению со своими предшественниками. Как викторианская леди, танк «Армата» имеет многослойную нижнюю юбку для защиты себя от нежелательного внимания.
Прежде всего, существует Система активной защиты «Афганит» (Afganit Active Protection System), которая обладает не только жесткими (hard kill), но и мягкими (soft kill) средствами поражения, приводимые в действие четырьмя или пятью панелями активной фазированной антенной решетки (АФАР). Защита этой системы распространяется на все конструкционные элементы танка, а также сообщает информацию о подлетающем снаряде.
Система «мягкого поражения» действует достаточно скромно и просто пытается изменить курс находящейся на подлете ракеты. Четыре многоспектральные установки с дымовыми гранатами могут обеспечить постановку помех, которые не только визуально скроют танк, но также замаскируют его инфракрасный след, блокируя тем самым лазеры и радары системы наведения. Для управляемых по оптическому каналу ПТРК TOW все это значения не имеет, но если оператор не может видеть танк, то тогда он вполне может промахнуться, особенно в том случае, если бронетехника находится в движении. В теории меры противодействия работают и против атакующих сверху ракет — в частности, если они, в отличие от ПТРК TOW, не управляются вручную.
Затем, мы имеем системы «жесткого поражения», способные сбивать дерзкие подлетающие ракеты, не готовые принять в качестве ответа слово «нет». Радары системы «Афганит» автоматически разворачивают башню в сторону подлетающей ракеты для того, чтобы можно было задействовать системы активного поражения. Пять направляющих контейнеров с каждой стороны башни могут направить ракету в сторону приближающегося боеприпаса. Система «Афганит» еще не проверялась в деле, однако другие системы жесткого поражения, включая Trophy, уже доказали свою эффективность в борьбе против противотанковых ракет в условиях реального боя.
Что касается атакующих с высоты таких ПТРК как TOW-2B, то… похоже, что «Афганит» не обладает способностью сбивать подлетающие сверху ракеты.
Если не сработают системы мягкой и жесткой защиты, то тогда «Армата» взрывается… то есть производится подрыв системы динамической защиты «Реликт». Радар танка «Армата» так рассчитывает детонацию заряда активной защиты, чтобы это произошло до того, как вражеская ракета или снаряд достигнет цели. Предположительно, этот подрыв происходит достаточно заблаговременно для того, чтобы нейтрализовать боеголовки с тандемным зарядом. Но будет ли все происходить именно так? Есть только один способ это установить! Повстанцы в Сирии засняли тот момент, когда сирийский танк Т-90, судя по всему, остался невредимым после атаки на него с использованием ПТРК TOW благодаря более старой системе активной защиты «Контакт-5».
Но что если наша непоколебимая ракета TOW сможет преодолеть все эти защитные рубежи? Сможет ли она проложить себе путь до бронированного сердца танка «Армата»?
Если говорить об обычной броне, то «Армата» все еще считается чуть менее защищенным, чем танки M1A2 Abrams или Leopard 2, и при этом мы исходим из того, что его вес составляет около 50 или 60 тонн (Для сравнения: вес танка M1 составляет 70 тонн). Согласно российским источникам, кумулятивным снарядам будут противостоять листы керамической брони, эквивалентной катаной гомогенной броне толщиной от 1200 мм до 1400 мм. Судя по всему, такая защита будет эффективной против ракеты TOW-2A, способной пробивать 900-миллиметрокую броню, однако нельзя сказать, каким будет бронированная защита всей башни или всего корпуса (некоторые эксперты считают, что башня будет значительно более уязвимой). Пока нет возможности проверить, насколько точными являются эти данные. В любом случае, ПТРК TOW-2B все еще сможет справиться с верхней броней.
И, наконец, мы должны рассмотреть необитаемую башню танка «Армата». Использование необитаемой башни связано с определенными сложностями — включая риск ослепления экипажа в том случае, если все датчики будут выведены из строя. Тем не менее, существует большая вероятность того, что экипаж может выжить при попадании снаряда или ракеты в башню. Даже если башня будет выведена из строя, а танк нужно будет направить на ремонт, сохранение в целости и сохранности экипажа является самым главным для современных профессиональных вооруженных сил. Танк может довести до максимума свою способность выдержать попадание снаряда в башню том случае, если он будет находиться в окопе, то есть, когда будет видна только его башня.
А каковы же шансы ПТРК TOW-2A? Системы мягкой защиты танка «Армата» сработает, если его радары будут эффективны, а экипаж будет действовать достаточно быстро для того, чтобы успеть занять новую позицию во время подлета противотанковой ракеты. Но и система активной защиты может иметь хорошие шансы для уничтожения ракеты, если она, то есть защита, настолько хороша, как о ней говорят. Система динамической защиты «Реликт», вероятно, еще больше осложнит задачу для противотанковой ракеты. Но в любом случае способность ракеты TOW-2A пробить фронтальную броню представляется весьма проблематичной. Подводя итог, можно сказать, что потребуется, вероятно, много ракет для того, чтобы одна из них дошла до цели.
Пока еще не ясно, сколько танков Т-14 будет принято на вооружение — в настоящее время запланировано производство всего 100 экземпляров. Их количество, несомненно, будет увеличиваться, однако остается неясным, какими темпами Россия будет заменять свои более старые танки Т-72БВ3 и Т-90. Судя по всему, танкам Т-14 есть что противопоставить ПТРК TOW, особенно TOW-2A, однако на вопрос о том, насколько хорошо они проявят себя в реальном бою, не могут дать определенного ответа даже сами американские или российские производители. Это всегда вопрос соотношения сил в непосредственном противостоянии — вы можете рассуждать о чем угодно, но только их реальная встреча способна дать ответы на все вопросы. Будем надеяться, что эти двое никогда не встретятся.
Себастьен Роблин получил ученую степень магистра в Джорджтаунском университете; в центре его исследовательской работы находятся вопросы, связанные с разрешением конфликтов. Он также был университетским инструктором Корпуса мира в Китае.