Просмотрите все те довольно многочисленные заметки, которые я писал несколько месяцев назад в связи с моими встречами и беседами с разными представителями США. Вызывает беспокойство то, как много опасений подтвердилось, а большая часть догадок стала еще явственнее.
Большая опасность, которой я тогда уделял внимание, — это возможное соглашение наподобие Ялты 2.0 — разделение Европы на сферы интересов США и России. После Второй мировой войны в ходе конференций в Тегеране и Ялте было заключено что-то вроде договоренности между Иосифом Сталиным и Франклином Рузвельтом. Сегодня есть опасения, что президенты Путин и Трамп найдут друг друга. Взрывная сила русского вопроса, похоже, ясно осознается и в Вашингтоне, где быстро устранили советника по национальной безопасности Майкла Флинна (Michael Flynn) и инициировали расследования ФБР по поводу связей Овального кабинета Белого дома.
Ялта 2.0 может привести к тому, что европейская карта станет игровым полем, на котором небольшие и средние страны вроде Швеции получат роль пешек, передвигаемых крупными державами. Россия и Путин могут предложить мощную поддержку в той борьбе против терроризма, которую Трамп сделал важной частью своей избирательной кампании. С особым прицелом на Ближний Восток и арабский мир. Давайте будем сильными союзниками — в обмен на влияние в Европе и Евразии…
Различные точки зрения по разные стороны Атлантики заметны в том, что касается энергетической сферы. Неоднократно подчеркивается, что она может стать эффективным оружием в руках того, кто стремится повлиять и надавить. Особенно заметно раздражение с американской стороны, когда немецкие политики пытаются объяснить, почему они намеренно хотят увеличить свою, а также общеевропейскую зависимость от русского газа. Строительство портовых терминалов для жидкого ископаемого газа, например, в Прибалтике и экспорт его из Северной Америки мог бы помочь уменьшить влияние Востока.
Но речь идет не только о газе самом по себе, но и об экспорте коррупции и русского способа вести дела. Они ощутимо способствовали бы попыткам подорвать и ослабить Европу, которую из-за ее четкой санкционной политики после нелегальной аннексии Крыма считают слишком упрямой. Контроль и влияние достигаются попытками разбить единство и уничтожить действующие правовые структуры. Поэтому и предостерегают против зарубежных поглощений компаний и попыток установить контроль над важными отраслями промышленности и объектами, такими как порты, телекоммуникации и электросети. Как сказал один эксперт: «Система не коррумпирована. Сама коррупция — это система!»
В США тоже есть страх перед тем, что новой администрации понравится такое развитие событий и она ничего не будет иметь против «олигархизации».
«Общие ценности связывают нас по обе стороны Атлантики», — сказал кто-то. Европейцы — лучшие друзья. Мы не должны сводить эти отношения лишь к транзакциям.
Здесь имеется в виду, что сообща охраняя общие правовые нормы, стандарты и предостерегая против каких-то торговых договоров и отношений между странами, Северная Америка и Европа могут защитить порядок, который резко контрастирует с тем, что хотят установить, например, Народная Китайская Республика или Россия.
Тем не менее существует все-таки политически питательная почва для сил, которые считают протекционизм и меркантилизм реальными альтернативами. И здесь есть повод для самокритики у тех левых и правых, которые знают меру. Западные общественные модели со своей открытостью и свободной экономикой не должны быть «политикой, которая выдерживает лишь штиль».
То, что нужно понимать другие движущие силы, становится также заметно, когда анализируешь страны вроде России. Легко попытаться применить свои модели и решения. Но тогда трудно понять, что же происходит в Москве. Импортируемые товары становятся дороже. Низкие мировые цены на нефть и газ бьют по экономике. Вто же время эта страна вызывает бурю эмоций за границей, а бои в Сирии в ней считаются успехом. И появляется чувство, что можно затянуть пояс еще чуть-чуть туже, только потому, «что живешь в такой большой стране, хотя тебе и нечего есть».
Есть много способов добиться своих целей, не только военных. На Балканах чувствуется вмешательство в дела разных стран, и говорят, что именно русская служба безопасности дестабилизирует Черногорию, которая собирается стать 29-м членом НАТО. Ее предостерегали против подобного развития событий. А такие страны, как Франция и Германия, подозревают, что последует вмешательство в их грядущие выборы. Даже Конституционный комитет Швеции начал над этим размышлять, так как скоро 2018 год (год выборов в Швеции — прим. пер.).
Россия учится и делает выводы из собственных действий. Одной из целей может быть не дать НАТО доступ к Балтийскому морю. Но открытой конфронтации не хочется, хочется попытаться выиграть борьбу, не дав повода прибегнуть к пятой статье договора НАТО. Вот как выглядит сейчас карта. Даже еще до Ялты 2.0.
Ханс Валльмарк — депутат шведского риксдага, представитель Умеренной коалиционной партии по вопросам обороны.