В деревнях на севере и северо-западе сирийской провинции Хама в Сирии снова ведутся бои. Это обусловлено ее промежуточным географическим положением между контролируемыми боевиками провинциями Хомс на юге и Идлиб на севере страны. Захват данных территорий позволит вооруженным группировкам продвинуться к Саламии на востоке провинции, а также занять все деревни и небольшие города вплоть до Мхарде на северо-западе.
После вторжения вооруженных группировок в некоторые города и деревни, сопровождавшегося мощной атакой по линии фронта протяженностью в 50 километров, от Каукаба на востоке до Мхарде на западе, сюда вернулась сирийская армия и, перехватив инициативу, стала быстро продвигаться по тому участку линии фронта, что проходит через деревни на севере провинции Хама.
Сирийская армия провела серию контратак, опираясь на подразделения, базирующиеся на горе Зин аль-Абидин, а также подразделения пехоты при поддержке танков и бронетехники. Контратака началась после того, как было обрушено крупное наступление со стороны «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ — прим. ред.), «Ахрар аш-Шам» и «Джейш Идлиб», подготовка к чему заняла более полутора месяцев и велась в сотрудничестве с турецкой разведкой. Так, находясь под обстрелом, вооруженные группировки оставили город Кумхана, который пытались окружить. Правительственные войска начали контрнаступление, сумев вернуть город Каукаб, полностью освободить территории вокруг населенного пункта Хаттаб и остановить продвижение боевиков к району Соран.
Вслед за этим армия начала продвигаться к городам Маардис и Тель-Абъяд с юго-восточной стороны. Что касается направления к городу Мхарде, армия смогла обеспечить его полную безопасность, не допустив осады со стороны «Джебхат ан-Нусры».
Территория, подконтрольная сирийской армии, тянется с севера Мхарде к южной части города Аш-Шир, включая даже северную часть населенного пункта Хаттаб, с северной части Кумхана к югу Маардиса, включая также юго-восток города Соран вплоть до северной части города Каукаб.
«Джебхат ан-Нусра» преследовала четкую цель, начав наступление на эти территории, будь то деревни в провинции Хама или восточная часть Дамаска. С политической точки зрения, это наступление было связано с началом пятого раунда Женевских переговоров, на которое сирийская армия отреагировала, восстановив контроль над районом Аль-Маамиль, а затем также над деревнями провинции Хама. Такая реакция преследовала цель предотвратить давление со стороны государств, поддерживающих вооруженные группировки в Сирии, на переговорах в Женеве.
С военной же точки зрения, целью было продвинуться к городу Кумхана, осадить гору Зин аль-Абидин, что открыло бы путь к городу Хама (от г. Кумхана до г. Хама около 7 км). Военные операции в деревнях провинции Хама имеют особое географическое значение. Если принимать во внимание тот факт, что город и его окрестности являются основной линией снабжения подразделений сирийской армии, базирующейся в Алеппо, а также точкой пересечения различных фронтов в Сирии, можно заключить, что эти военные операции должны были содействовать продвижению к восточным окрестностям Ракки, включая юг Алеппо. Однако добиться этого вооруженным группировкам не удалось.