Что произойдет, если Путин и Трамп выберут курс на столкновение?
К счастью для нас, финнов, по оценке одного нашего политика, который лично встречался с Владимиром Путиным, президент России никогда не будет принимать участие в том, в чем может проиграть.
Поэтому Путин пока не осмеливается ответить на использование военных сил США против диктатора Сирии Башара Асада.
Желание России удержать у власти диктатора Асада нельзя одобрить ни под каким видом. Асад начал насильственно подавлять демонстрации, в которых выступали за права человека и свободы, что привело к хаосу и гражданской войне. Когда начался процесс свержения диктатора, в игру вмешались военно-воздушные силы России.
Путин задолго до этого понял, что тогдашний президент США Барак Обама даст России и Асаду делать в Сирии все, что угодно.
Обама не отреагировал, хотя, по информации ООН, администрация Асада уже в 2013 году использовала химическое оружие против граждан своей страны. Тогда даже министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни (Timo Soini) назвал Асада военным преступником.
Хотя Россия и утверждает, что борется в Сирии с радикальной организацией ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. пер.), настоящая ее цель — разгромить все группировки, которые выступают против Асада.
По информации источников западной разведки, большая часть бомб России упала куда угодно, но только не на позиции ИГИЛ. В ходе совместной операции России и Сирии в Алеппо бомбы преднамеренно были сброшены на больницы.
Политика сверхдержав в 2010-е годы отличается особым цинизмом, и открыто Путина военным преступником не называют.
Можно говорить о действиях Путина и Асада что угодно, но международная обстановка — настолько тяжелая, что финнам нужно задумываться и о положении своей страны.
Кризис безопасности в регионе Балтийского моря — отражение войны на Украине, но кровопролитие в Сирии также усиливает напряженность.
Весной НАТО будет размещать свои боевые единицы в странах Балтии. Западный альянс хочет донести до России, что он не позволит поставить под сомнение независимость и территориальную неприкосновенность стран Балтии.
Не надо раздражать Трампа
Если Путин все же захочет подразнить Дональда Трампа и Запад, он сможет сделать это в регионе Балтийского моря, где Россия чувствует себя уверенно благодаря своей военной мощи.
Никто из нас не знает точно, как отреагирует Трамп, если командующий флотом США сообщит, что российские истребители посчитали американский корабль мишенью и угрожающе пролетели рядом с ним.
Не отдаст ли Трамп приказ сбить российский «Сухой», потому что его нельзя раздражать?
Если в Балтийском море возникнет конфликт, Финляндия будет сразу же в него вовлечена.
В российском Калининграде есть парашютно-десантные войска, предназначенные для захвата финских Аландских островов. Россия так и не признала на правовом уровне демилитаризованный статус островов в кризисной ситуации.
В случае угрозы Россия захватит группу островов и заявит, что обеспечивает их безопасность в обострившейся ситуации.
Это худший сценарий, представленный руководством Финляндии и Силами обороны. Однако даже к такому финны уже начали готовиться: это объясняет срочный созыв президентом Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) комиссии по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Все непредсказуемо
К сожалению, никто не может сказать, что произойдет в мире в ближайшие недели.
Построение гипотез — бесполезное занятие. Похоже, все началось с того, что Обама совершил большую ошибку, когда вмешался в сирийский конфликт в 2013 году.
Сейчас позиция России в Сирии очень сильна, что делает дальнейшие события непредсказуемыми.
В лучшем случае Путин не будет ничего делать, а просто поймет, что сейчас сирийская война действительно должна закончиться мирным договором, а не уничтожением противника — в том числе женщин, детей и стариков — до последнего человека.
В победу оптимизма над жестоким цинизмом верить тяжело.