90% всех восточных христиан — египтяне, напоминает Марк Фромаже, директор организации «Помощь церкви в беде», которая оказывает поддержку христианам по всему миру. Египет представляет собой мост между Ближним Востоком и Африкой, который может позволить создать столь желанный исламистами халифат.
Произошедшие в воскресенье ужасные теракты в двух египетских храмах не были первыми и вряд ли станут последними. 44 погибших и более сотни раненых в Танте и Александрии пополнили долгий список мучеников этой страны и церкви (она, кстати, называет себя церковью мучеников).
Президент Фаттах ас-Сиси незамедлительно ввел чрезвычайное положение на три месяца. Это мощный сигнал в направлении христианской общины, а также признак справедливой оценки ситуации: Египет действительно находится в состоянии войны! Ему объявили ее «Братья-мусульмане», «Исламское государство» и прочие исламистские группы (запрещены в России — прим. ред.).
Они ставят перед собой множество задач, однако главная заключается в том, чтобы взять в руки власть и воссоздать халифат. Помимо военных и террористических операций для контроля над территорией их стратегия подразумевает гомогенизацию населения: оно должно не просто быть мусульманским, а поддерживать продвигаемый этими группами радикальный ислам. Это подразумевает обращение или выдворение религиозных меньшинств, в том числе, понятное дело, христиан.
Террор ИГ и связанных с ним исламистских групп подразумевает в том числе ликвидацию христианского присутствия на Ближнем Востоке. В Ираке и Сирии их планы уже далеко продвинулись вперед. Сейчас наступает очередь Египта, где теракты, судя по всему, только начинаются. Но почему Египет и именно сейчас?
Усиление давления на ИГ в Сирии и Ираке подталкивает его к активизации деятельности в Египте. Задумка всегда была в том, чтобы сформировать мост между Ближним Востоком и Африкой, через Ливию (разрушение страны нашими руками сыграло им на руку) или через Сахару-Сахель. Египет же пока является препятствием на этом пути.
На всем остальном Ближнем Востоке едва насчитывается 2 миллиона христиан. Таким образом, 90% восточных христиан — египтяне. Это объясняет тот факт, что они все больше становятся приоритетной целью Исламского государства. Стратегия их ликвидации подразумевает запугивание терактами, которое несет в себе четкое послание: обращайтесь в ислам или собирайте чемоданы. Кроме того, это может втянуть их в эскалацию насилия, в результате которой они в любом случае станут проигравшими.
Несмотря на официальную поддержку президента Фаттаха ас-Сиси и охрану большинства церквей, у христиан вызывает все большее раздражение явная неэффективность принятых мер. Если разгневанные христиане в конечном итоге поднимут бунт против египетских властей, ИГ убьет одним выстрелом двух зайцев: ослабит египетское правительство, чью власть хочет забрать себе, и ускорит исчезновение христиан, реакция которых вызовет подъем агрессии в их адрес.
Таким образом, как несложно догадаться, эти теракты не станут последними, а давление на христиан в Египте будет только усиливаться при том, что ситуация и так напряженная. Приведем еще одну цифру: всего 1,5% египетских госслужащих — христиане. Учитывая, что госсектор приходится большинство рабочих мест, это означает, что у вас в десять раз меньше шансов найти работу, если вы — христианин.
Как бы то ни было, Египет более 700 раз упоминает в Библии, является местом первой Пасхи и служил прибежищем для святого семейства. Поэтому на стране лежит особое благословение. Церковь мучеников может положиться на многовековые традиции веры, чтобы не угодить в ловушку агрессии и еще более наглядно продемонстрировать любовь к Христу.