Признаем, что вчера, когда мы проснулись утром и включили новости, многие из нас, вероятно, были удивлены, а многие ужаснулись ракетному удару США по сирийской авиабазе. В первые часы действительно казалось, что вот-вот начнется полномасштабный конфликт США с Россией.
Однако затем ситуация кардинально изменилась.
В том, что американцы совершили агрессию против суверенного государства, сомнений нет. Также их нет и в том, что в военном отношении эта операция была проведена максимально щадящим образом и, кроме того, Россию вовремя предупредили, поэтому она даже успела проинформировать своего союзника.
Но важнее всего то, что этим актом Трамп немедленно и, вероятно, намеренно противопоставил себе единственного противника и конкурента — Россию, оставив в стороне всех остальных. Это тоже ясно. Кстати, призывы Трампа, обращенные к мировой цивилизации, встать на сторону США, ничего в этом факте не меняют.
Важно, как Трамп действовал. Ему не нужно было согласие союзников, его не интересовала НАТО и тем более позиция Европейского Союза, который, выражаясь словами Вацлава Клауса, вообще находится вне поля зрения Трампа.
Поскольку вся Америка якобы живет, панически боясь Путина и Россию, Трампу пришлось пойти американцам навстречу и вызвать Путина и Россию на поединок. И никого больше…
Этот акт президента США Дональда Трампа был нацелен на сведение счетов с единственным соперником, которого он воспринимает всерьез — с президентом России Владимиром Путиным.
Разумеется, эта геополитическая борьба по сути касается всего мира и сейчас ведется в Сирии. Правда в том, что Асад играет первоочередную роль, если говорить о требовании к нему уйти или остаться, и важно, что если Трамп его уберет, это будет геополитической победой Трампа и его США, а если Путин сохранит позицию Асада, то геополитическая победа будет за Путиным и его Россией.
То, насколько презрительно Трамп смотрит на остальной мир, включая другую мировую державу — Китай, вероятно, наиболее ярко проявилось на переговорах с китайским президентом (так в оригинале — прим.пер.) Си Цзиньпином.
Из своей резиденции Трамп рассылал на «Фейсбуке» радостные видеоролики, как его внуки танцуют перед китайским президентом, а сам он весело говорит перед камерами, что ни о чем не договорился с китайским лидером, но они — друзья. Даже неясно, сообщил ли он китайскому гостю, что минуту назад отдал приказ нанести удар по Сирии, стране, которую Китай вместе с Россией поддерживает на международной арене. Скорее всего, нет.
Так что пока китайский президент пребывал (совершенно неожиданно для себя) в полном неведении, Трамп наслаждался пребыванием в своей резиденции. Он ни о чем не договорился с китайским президентом, но, вероятно, не видит в этом проблемы, потому что до сих пор, честно говоря, Трамп ни о чем не договорился ни с одним из своих гостей.
Тем не менее, по всей видимости, он наслаждался ощущением хозяина мира. Трамп совершенно унизил китайского президента как равноценного политического партнера.
И пусть наши СМИ, прежде всего канал ČT, радовались, Трамп унизил и своих западных союзников. Пока его позавчерашние противники из НАТО и ЕС, такие как Олланд, щебетали о своей поддержке и выказывали желание поучаствовать в какой-нибудь совместной операции, Трамп по сути лишь наслаждался своим положением. Разумеется, какой-то там Олланд его не интересует. Его могла бы максимум заинтересовать победа Марин Ле Пен, которая хочет покинуть ЕС.
Да, Трамп взбудоражил только Россию. Она была возмущена и рассматривала ответные действия. В этом, несомненно, и заключалась цель Трампа.
Не то чтобы генерал Мэттис не мечтал о ковровых бомбардировках Сирии, а возможно, и о превентивном ядерном ударе по главным городам России. Вне сомнений, так оно и есть. Однако в отношении России и всего мира позиция сформулирована так: «Я, Дональд Трамп, здесь, и мы будем жестко разговаривать и действовать. Я ясно заявил в ходе предвыборной кампании, что основной чертой внешней политики США должна стать непредсказуемость, и так оно и будет. Поэтому, Владимир Владимирович, мы с вами образуем геополитическую ось и конкурируем. Будем тягаться кто кого, а остальные в целом не имеют значения…»
Подобный подход, разумеется, агрессивен, однако в решающие моменты упрощает отношения, развивавшиеся после 1989 года не в лучшем направлении. Трамп хочет поддерживать полудружественную-полувраждебную связь с Россией. Только когда дома скромный рейтинг в 37% вырастет до 55% и хоть немного спадет нынешняя истерия среди демократов и республиканской оппозиции Маккейна, Трамп получит свободу действий.
Да. Это такое «плутовство» Дональда Трампа… Любой военный удар за рубежом укрепляет позицию американского президента. А нынешний удар, в отличие, например, от уничтожения Ливии администрацией Обамы, был настолько щадящим, насколько это возможно.
В пятницу седьмого апреля 2017 года многополярный мир превратился в биполярный. За обеими державами встанут их союзники. У США есть Запад и суннитские государства, а у России — скорее всего, Китай, Индия, Иран и шиитские страны.
ЕС, понятно, будет играть роль болтающей декорации, которая интересна только европейским СМИ и больше никому…
Пристегнем же ремни…
Каждый из нас может поставить на своего победителя. В моем случае все ясно: я — за Путина.