Алексей Навальный начал с того места, где он остановился. Российский оппозиционер, которого в понедельник, 10 апреля, выпустили на свободу после 15 суток, проведенных им в тюрьме за организацию массовых антиправительственных протестов, которые прошли в марте, надеется, что импульс от этих протестов может повысить его шансы на участие в президентских выборах 2018 года.
Однако представители Кремля придерживаются совершенно иной точки зрения на вероятность того, что г-н Навальный сможет сагитировать обычно апатичный электорат, а также на вероятность появления достаточно сильного кандидата, способного бросить вызов власти Владимира Путина. «Угроза исходит не от Навального, а изнутри», — говорит один соратник президента.
Спустя 17 лет после прихода г-на Путина к власти та авторитарная система, которую он выстроил, демонстрирует признаки внутренних трещин. Никто не ожидает, что амбиции г-на Навального могут каким-то образом помешать г-ну Путину переизбраться на новый срок. Однако неопределенность в вопросе о том, что будет дальше, способствует росту амбиций и началу борьбы между влиятельными лицами внутри Кремля и по всей России.
Г-н Путин остается высшим арбитром российской политики. Привлекая на свою сторону самых разных представителей элиты, от служб безопасности до бизнеса, а также представителей различных участков политического спектра, от националистов до социал-демократов, этот все еще популярный лидер — его рейтинг до сих пор превышает 80% — сумел предотвратить появление достаточно сильных соперников.
К концу следующего шестилетнего срока г-ну Путину будет уже 71 год, однако пока никакого плана преемственности нет.
«Все стабильно, потому что все понимают, что он будет управлять страной еще шесть лет, и что он обязательно победит, — говорит бывший высокопоставленный чиновник, тесно связанный с администрацией. — Однако эта система одновременно является нестабильной, потому что все зависит только от него».
Человек, хорошо знакомый с г-ном Путиным, говорит, что либо президент воспитает своего преемника, либо он поступит так, как поступил Борис Ельцин, то есть будет испытывать потенциальных преемников, назначая их премьер-министрами — именно так поступил г-н Ельцин, назначив г-на Путина премьер-министром в 1999 году.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в течение многих лет был верным соратником г-на Путина, и, если верить слухам, президент пообещал ему, что он сможет остаться на этом посту до 2018 года. Однако позиции премьер-министра сейчас выглядят крайне шаткими. Г-н Навальный сумел убедить людей выйти на акции протеста против правительства благодаря подготовленному его фондом видео, в котором подробно рассказывается о нечестно нажитом богатстве г-на Медведева.
Премьер-министр отрицает все обвинения, однако прикованное к нему внимание «в значительной мере повышает вероятность того, что Медведеву придется уйти», как говорит Татьяна Становая, политический аналитик московского Центра политических технологий.
Сергея Кириенко, которого в прошлом году г-н Путин назначил главой своей администрации, и молодого министра экономики Максима Орешкина, чьего предшественника в ноябре задержали по обвинениям в коррупции, иногда называют возможными преемниками г-на Медведева.
Но г-н Путин ведет широкие поиски. За последние два года он сменил несколько десятков кремлевских советников, членов кабинета, чиновников структур безопасности и региональных лидеров. На место политических тяжеловесов пришли молодые люди, которые обязаны г-ну Путину своими карьерами. «Те, кто покажет свою верность и эффективность, могут попасть в итоговый список возможных преемников, — говорит бывший высокопоставленный чиновник. — Это длительный процесс проверки».
Одним из следствий стал всплеск внутренней борьбы между представителями режима. И некоторые члены политической элиты продвигают свои интересы весьма настойчиво.
После того как цены на нефть упали, а рецессия в России привела к сокращению доходов бюджета, региональные правительства стали менее послушными. В январе губернаторы экономически успешных Татарстана и Калужской области выступили с критикой в адрес федерального правительства за то, что оно выделило слишком много средств более бедным регионам.
Одним из самых экстремальных примеров трений вокруг приближенных г-на Путина является ситуация в Чечне. В этой республике разговоры о продаже местного филиала «Роснефти» региональному правительству поссорили Игоря Сечина, неуживчивого главу этой государственной нефтяной компании, с воинственным лидером Чечни Рамзаном Кадыровым.
Г-н Кадыров отказался заплатить за компанию ту цену, на которой настаивала «Роснефть». «Он — довольно страшный человек, но Игорь Иванович в этом ему не уступает, — сказал один источник, осведомленных о ходе тех переговоров. — Игорь Иванович — не из тех, кого могут напугать слова г-на Кадырова».
Другой источник, близкий к «Роснефти», отметил, что это столкновение оказалось настолько серьезным, что даже возникла необходимость провести расследование и выяснить, не имеют ли чеченцы какого-либо отношения к теракту в метро Санкт-Петербурга, который произошел 3 апреля и в результате которого погибло 14 человек.
Между тем Вячеслав Володин, бывший советник Кремля, который в прошлом году стал спикером Думы, пытается настроить нижнюю палату парламента против Кремля. Г-н Володин, которого считают потенциальным кандидатом в президенты на будущих выборах, также пытается укрепить свои позиции внутри Думы, захватывая контроль над разработкой законопроектов.
Прокремлевские оппозиционные партии тоже пытаются укрепить свои позиции. Коммунистическая партия пригрозила покинуть зал во время ежегодного правительственного доклада г-на Медведева, если премьер-министр не прояснит ситуацию с обвинениями в коррупции.
Само по себе это является отражением того, насколько укрепились позиции г-на Навального. Согласно результатам опроса «Левада-центра», за прошедший месяц уровень общественного признания г-на Навального вырос на 8% до 55% — это на 20% выше по сравнению с периодом, когда он возглавлял уличные протесты в Москве в 2012 году. Среди тех, кто знает имя г-на Навального, 18% утверждают, что они могли бы проголосовать за него — в прошлом месяце так ответили только 10%.
Но, по мнению г-жи Становой, существенные политические перемены произойдут очень нескоро. «Они произойдут только тогда, когда люди увидят очевидный раскол внутри элиты», — объяснила она.
В 2012 году Алексей Кудрин, экономический советник г-на Путина и бывший министр финансов, появился на митингах, которые организовал г-н Навальный, и некоторые представители деловой элиты поддержали оппозицию. Правительству удалось справиться с тем протестным движением, и несколько активистов даже попали в тюрьму.
Сегодня готовность людей протестовать и позиции г-на Навального могут оказаться слишком слабыми, чтобы убедить членов политической элиты в необходимости их поддержать. Г-жа Становая отметила: «Должно пройти очень много времени, в течение которого недовольство будет постепенно накапливаться, чтобы такое вновь произошло».