Похоже, что ЕС и страны-участницы союза, получая противоречивые сигналы от США, становятся главным гарантом дальнейшего существования основополагающих принципов либерального мирового порядка. Но и в ЕС мы видим антилиберальные тенденции, а в странах вокруг ЕС установилась форма авторитарного правления. Одной из таких стран является Белоруссия.
Белоруссия находится в центре Европы, но, тем не менее, она — белое пятно на карте континента. Не многие знают эту страну, ее историю, культуру и ее население, составляющее примерно 10 миллионов человек.
Но большинство, однако, слышало о «последнем диктаторе Европы» Александре Лукашенко, единовластном президенте с 1994 года. Сегодня, 23 года спустя, он по-прежнему находится во главе государства и держит исполнительную, законодательную и судебную власть под своим руководством, построив централизованную вертикаль властной структуры.
Лукашенко создал прототип современного авторитарного государства. Его путь к авторитарной государственной модели сегодня копируется другими авторитарными руководителями Европы. Путин, например: с опозданием в 10 лет он скопировал методы Лукашенко контролировать гражданское общество, политическую оппозицию, СМИ, частное предпринимательство и университеты.
Это поддерживается мощным репрессивным силовым аппаратом и медийной машиной целенаправленного действия. В Польше, Венгрии и Азербайджане правительства тоже начали копировать авторитарную модель. Поэтому мы больше не можем рассматривать демократию в Европе как нечто само собой разумеющееся.
Они действуют в рамках и вне рамок того, что разрешает авторитарная система, и надеются, что простые люди однажды потребуют большего влияния и большей свободы.
Но это битва Давида с Голиафом.
Один из тех молодых людей, с которыми мы встречались, сказал: «Современная авторитарная модель основывается на субтильной форме подавления и зависимости, что делает людей пассивными и зависимыми от благосклонности государства, а это обеспечивает выживание авторитарной системы. В первые годы, когда Лукашенко пришел к власти, было много демонстраций. Но внутреннее сопротивление в настоящее время эффективно подавлено».
Поэтому плохим сигналом, вызывающим озабоченность, являются авторитарные тенденции, которые распространяются в ЕС. После того как система закрепляется, она живет долго, нанося ущерб способности общества развиваться и устанавливать нормальные отношения с окружающими странами. Об этом могут рассказать Испания, Португалия и Греция.
Но авторитарная система является проблемой не только для внутреннего развития общества. В Литве, граница которой с Белоруссией протянулась на 650 километров, пытаются найти возможности сотрудничества с белорусским руководством, однако это трудно сделать, поскольку только один человек может принимать реальные решения.
Строительство атомной электростанции у границы с Литвой очень близко от столицы Литвы Вильнюса угрожает национальным интересам Литвы и, кроме того, находится в противоречии с рекомендациями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Литовцы сомневаются, что у белорусов есть достаточные экспертные возможности эксплуатировать атомную электростанцию, но в первую очередь они обеспокоены тем, что Белоруссия не последовала правилам ЕС и МАГАТЭ при строительстве атомной электростанции и не осуществила обычные процедуры экологических проверок.
Авторитарные правители рассматривают все взаимоотношения как пустую игру. Они по определению не могут поделиться властью или заключить компромисс. Если они не побеждают, они проигрывают. Поэтому любая ситуация рассматривается ими как борьба за власть.
В то же время они тратят непропорционально много сил на поддержание своей власти. Поскольку у системы нет реальной легитимности, она становиться параноидальной. Даже университет с критическим мышлением и независимыми идеями воспринимается как опасность, агрессия и угроза жизни авторитарного правления.
Они подтвердили заявления Лукашенко о том, что враждебный ЕС способствовал дальнейшей изоляции населения Белоруссии и отдал его на милость России. Поэтому изоляция или наказание не является прогрессивным путем.
Мы должны, наоборот, проводить широкий и активный диалог с гражданским обществом, представителями культуры и предпринимателями, университетами и политическими партиями страны об опасности и альтернативах авторитарной общественной модели, которая появляется в таких странах, как Польша и Венгрия.