Теракты прошлой недели в Швеции и России потрясли Финляндию. «Со взрывом в метро Петербурга и наездом грузовика на толпу в Стокгольме терроризм подошел вплотную к границам Финляндии», — пишет корреспондент в США Саска Саарикоски (Saska Saarikoski). Он также напоминает, что ИГИЛ (запрещенная в России организация – прим. ред.) добивается возникновения негативного отношения западных стран к мусульманам всех течений, что может расширить ряды радикальных организаций (Helsingin Sanomat, 09.04).
Как сообщили Ilta-Sanomat (06.04) представители финских туристических компаний, желание финнов побывать в Петербурге из-за произошедшего теракта не ослабло. Вопреки ожиданиям турфирм от поездок отказались лишь единицы. Санкт-Петербург — любимое туристическое место финнов, особенно во время пасхальных праздников.
СМИ с удивлением заметили, что взрыв в Санкт-Петербурге не вызвал у финнов такого же всплеска сочувствия, как, например, теракты в Париже, Берлине и Ницце. По мнению доцента Хельсинкского университета Янне Матикайнена (Janne Matikainen), в социальных сетях и СМИ теракты в западных странах освещаются значительно подробнее. «Не понимаю, почему взрыв в Санкт-Петербурге не вызвал волну обсуждений среди финнов, ведь ничего подобного настолько близко к Финляндии не происходило уже давно». Возможно, считает Матикайнен, на реакцию финнов повлияли напряженные отношения Европы и России, а также большее культурное и духовное единство со странами Запада (Yle, 07.04).
Словно в подтверждение этих догадок журналист Ilta-Sanomat Сеппо Варьюс (Seppo Varjus) в статье, опубликованной спустя несколько часов после теракта в Стокгольме, пишет: «в начале недели террорист-смертник устроил взрыв у другого соседа Финляндии, в метро Санкт-Петербурга. Но финнов это не слишком напугало, ведь Россия — это совсем другой мир. А вот Швеция — то же самое, что и Финляндия» (Ilta-Sanomat, 07.04).
Пресса обратила внимание и на столкновение интересов России и США в Сирии. Исследователь Маркку Кивинен (Markku Kivinen) считает, что нынешние действия Дональда Трампа в Сирии очень похожи на действия Владимира Путина. Кроме этого, для сверхдержав Сирия — удобная «детская площадка», поскольку риск собственных потерь здесь довольно низок. «Число собственных жертв небольшое, жертв среди местного населения много. Свои войска не посылают в большом количестве. Это похоже на действия Владимира Путина в Сирии», — пишет Кивинен. По его мнению, то, что Трамп так резко сейчас критикует Россию, означает, что «медовый месяц» в отношениях между странами остался позади (Ilta-Sanomat, 07.04).
Исследователь Александровского института Ханна Смит (Hanna Smith), в свою очередь, поражена тем, что отношения США и России развиваются по такому угрожающему сценарию. Смит ожидала, что отношения сверхдержав значительно улучшатся, когда Трамп займет пост президента, однако напряжение только нарастает (Yle, 11.04).
Русские, проживающие в Финляндии, слабо представлены в политической и культурной жизни страны, отмечает государственная телерадиокомпания Yle (11.04). По мнению исследователя Университета Восточной Финляндии Ольги Давыдовой-Менге (Olga Davydova-Minguet), пассивное участие русских избирателей в муниципальных выборах Финляндии говорит об особенностях политической культуры в России: все относятся к политике с большим недоверием. Пока русскоязычные финны, а это около 75 тысяч человек, остаются «незримым меньшинством» в политике Финляндии.
Газета Helsingin Sanomat (07.04) отмечает и случаи расизма, зафиксированные в Финляндии во время подготовки к проведению муниципальных выборов: от должности помощника организации выборов в одном из муниципалитетов Финляндии едва не была отстранена девушка из-за русского имени и фамилии.