Усиление авторитаризма Николаса Мадуро привело к тому, что Венесуэла оказалась в тяжелейшей ситуации, из которой практически невозможно выбраться. За последние полтора года в стране произошли серьезные изменения в связи с победой оппозиции на парламентских выборах. Несмотря на преследования венесуэльских властей, оппозиция выводит на улицы городов десятки тысяч своих сторонников. Международное сообщество также усилило давление на чависткий режим. Мексика на фоне усиливающегося политического и экономического кризиса в Венесуэлке стремится занять лидирующее положение в Латинской Америке. Если раньше Мексика больше ориентировалась на своего северного соседа, то сейчас внешнеполитический курс направлен на юг.
Практически все латиноамериканские страны, за исключение Эквадора, Боливии и Никарагуа, выразили свою озабоченность по поводу негативного развития событий в Венесуэле. В Аргентине с приходом к власти Маурисио Макри произошел резкий поворот вправо. Если во времена президентства Кристины Киршнер Аргентина безоговорочно поддерживала венесуэльские власти, то сейчас об этом никто не говорит. Более того Аргентина, а также Перу, Колумбия, Бразилия и Мексика впервые за многие годы выступили с совместным заявлением в котором потребовали освободить венесуэльских политзаключенных, установить сроки проведения выборов и признать законность решений, принимаемых Национальной Ассамблеей.
«Мы не можем и не должны оставаться равнодушными к систематическим нарушениям принципов демократии в Венесуэле» — заявил министр иностранных дел Мексики Луис Видегарай (Luis Videgaray). На столь резкое заявление главы внешнеполитического ведомства Мексики тут же отреагировала глава МИД Венесуэлы Делси Родригес (Delcy Rodríguez), назвав Мексику «служанкой США». Особый гнев венесуэльских властей вызвала встреча президента Мексики Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto) с Лилиан Тинтори (Lilian Tintori), супругой известного венесуэльского оппозиционера Леопольдо Лопеса (Leopoldo López). Кроме мексиканского президента, только лидеры Колумбии и Чили отважились принять жену опального оппозиционера.
Посол Мексики в Организации Американских Государств (ОАГ) Луис Альфонсо де Альба (Luis Alfonso de Alba) признался, что после избрания Трампа президентом США, Мексика стала играть более активную роль в Латинской Америке. Кроме того, Мексика хотела бы совместно со странами, входящими в Союз южноамериканских наций (УНАСУР), а также группой посредников в составе бывшего испанского премьера Хосе Луиса Сапатеро, экс-президента Доминиканы Леонеля Фернандеса и бывшего лидера Панамы Мартина Торрихоса, поучаствовать в процессе по урегулированию ситуации в Венесуэле.
«Несмотря на то, что переговорный процесс сейчас практически заморожен, мы не теряем надежды достичь определенного компромисса», — считает мексиканский дипломат.
Задача Мексики заключается в том, чтобы не допустить исключения Венесуэлы из ОАГ, а также попытаться найти альтернативные пути урегулирования институционального кризиса, которые бы удовлетворили как оппозицию так в венесуэльские власти.
Посол Мексики в Организации Американских Государств де Альба заявил, что МИД Мексики находится в постоянном контакте с внешнеполитическим ведомством Венесуэлы.
«Мы пытаемся сгладить существующие противоречия между властями и оппозицией, а также исключить любое иностранное вмешательство во внутренние дела Венесуэлы», — сказал мексиканский посол.
События последних недель внесли существенные изменения в концепцию внешней политики Мексики по отношению к Латинской Америке. С приходом к власти Энрике Пенья Ньето больше внимания уделяется продвижению реформ.
«В течение последних двух с половиной лет Пенья Ньето был оппонентом Мадуро, но он никогда не повышал голоса и не делал критических замечаний. Однако после назначения на пост главы МИД Мексики Луиса Видегарая (Luis Videgaray) тон речей резко поменялся»,- говорит бывший министр иностранных дел Мексики Хорхе Кастанеда (Jorge Castañeda).
«Если вы не выступаете в защиту демократии и прав человека, то обречены на провал. Мексика всегда придерживалась демократических позиций, выступала против военных диктатур, внесла существенный вклад в дело восстановления мира в Центральной Америке», — заявил Хорхе Кастанеда.
Состоявшаяся в 1983 году на острове Контадора встреча лидеров Мексики, Венесуэлы, Колумбии и Панамы, заложила основу для политического урегулированию ситуации в Центральной Америке.
По мнению профессора университета Гуанахуато Армандо Чагуаседа (Armando Chaguaceda), урегулировать кризис в Венесуэле возможно только при участии всех политических сил этой южноамериканской страны.
«Одновременно надо оказывать дипломатическое давление на правительство Мадуро, которое любыми путями стремиться удержаться у власти. К сожалению пока не удается посадить за один стол переговоров венесуэльское руководство и объединенную оппозицию. Продолжается жесткое противостояние сторон, вплоть до применения силы. Остается только надеется, что сторонники Мадуро наконец-то поймут, что выход из критической ситуации возможен только мирным путем», — сказал Армандо Чагуаседа.