С тех пор прошло, ни много ни мало, 500 лет. В те времена, когда непобедимый британский флот потерпел поражение от Испании, а первые пехотные испанские полки положили конец эпохе тяжелой кавалерии в битве при Павии. Именно тогда, в XVI веке, на другом конце Европы первый русский царь Иван Васильевич заработал себе прозвище «Грозный». И для того были все основания. По словам различных историков, он казнил тысячи своих подданных, подверг жесточайшим пыткам многих своих приближенных, подозревая, что они хотят его свергнуть. Типичная маниакальная одержимость.
Более того, считается, что этот жуткий персонаж (который, как ни странно, покончил с коррупцией в России и засильем бояр) любил истязать женщин, а за свою жизнь лишил девственности более 1 тысячи 500 девушек.
К счастью для Европы, смерть (которая не щадит никого) забрала Ивана Грозного 28 марта 1584 года. По крайней мере, его тело, поскольку предания о его жестоких деяниях пережили века. Он запросто мог приказать бросить живого человека в кипящее масло или сварить его в кипятке.
В последующие века его имя вызывало ненависть. Подтверждением тому является то обстоятельство, что, отдавая распоряжение о строительстве памятника истории России, царь Александр II особо отметил, чтобы в нем не присутствовал Иван Грозный. Почему же он подверг его подобному историческому остракизму?
Потому что считал, что, хотя Иван IV и образовал Российскую империю, присоединив к ней многие земли, он не заслуживал памяти из-за множества жестокостей, совершенных против собственного народа.
Но все же нашелся политический лидер, который превозносил этого изверга, как будто какого-нибудь героя. Это был Иосиф Сталин, поклонявшийся венценосному тирану и в 1944 — 1945 годах распорядившийся снять художественный фильм, возвеличивающий Ивана Грозного.
Жестокое детство
Иван Васильевич родился в холодных степях России около 1530 года. Сын Василия III и Елены Глинской, он принадлежал к древнему дворянскому роду. Уже в возрасте трех лет он испытал тяготы жизни, лишившись отца. Для управления страной был назначен Опекунский совет, хотя царский трон заняла его мать, выполняя функции регента ввиду несовершеннолетия сына.
Судьба нанесла Ивану Васильевичу второй удар, когда он уже был Великим князем Московским. В 1538 году в молодом возрасте скончалась его мать. Иван заподозрил, что она была отравлена боярами.
Независимо от того, что в действительности произошло с Еленой Глинской, можно с уверенностью утверждать, что эта смерть лишила страну авторитетного лидера и усилила междоусобную борьбу между боярами. Так считает специалист по истории России Пол Бушкович (Paul Bushkovitch) в своей книге «История России»: «Крупные боярские кланы — Глинские, Шуйские, Бельские и Оболенские — боролись за влияние при дворе и без тени сомнения отправляли в ссылку проигравших. Смерть матери Ивана еще более обострила дворцовые интриги».
Едва оправившись после смерти родителей, Иван стал объектом гонений со стороны той самой знати, которая должна была защищать его и научить, как правильно управлять своими подданными. Как утверждает Мигель Анхель Линарес (Miguel Ángel Linares) в своей книге «Плохие люди» ("Mala gente"), бояре рассматривали Ивана как помеху на пути к власти и поэтому подвергали его разного рода унижениям.
Большинство экспертов с этим согласны, хотя и расходятся во мнениях относительно того, в чем заключались эти унижения. Авторы наиболее распространенных гипотез утверждают, что его унижали, били безо всякой причины и не давали есть. Именно это утверждается в исторической документальной ленте «Иван Грозный» (2014 год), снятой при содействии российских и немецких экспертов, в частности, криминалиста бременской полиции Акселя Петерманна (Axel Petermann), судебного психиатра Хейди Кастнер (Heidi Kastner) и историка Морен Перри (Maureen Perri).
«Все детство он боялся за свою жизнь. Он не мог быть уверен, что его не бросят в колодец на верную смерть. Он чувствовал свою беспомощность и не мог никуда скрыться от этой ситуации. Он целиком зависел от милости своих мучителей и прекрасно это понимал», указывает Кастнер. Такого же мнения придерживается и Линарес, считающий, что Иван «бояре презирали Ивана», который «с трудом выжил в холодных залах Кремля».
В свою очередь, другие эксперты добавляют, что Иван значительный период своего детства Иван в буквальном смысле слова просидел под замком. Этот взгляд разделяет, в частности, Педро Гаргантилья (Pedro Gargantilla) в своей книге «Болезни, изменившие историю» ("Enfermedades que cambiaron la historia"): «Его детство было не легким. Он осиротел в малом возрасте, а бояре держали его взаперти в одной из кремлевских башен, где он испытывал голод и жестокие издевательства».
Похоже, перенесенные страдания стали первопричиной будущей неуравновешенности Ивана. Это доказывает тот факт, что будущий тиран сбрасывал собак и кошек с башни, в которой находился в заточении. И делал он этот «лишь ради того, чтобы посмотреть, как они разбивались о землю», — пишет Гаргантилья. «Издевательства над животными в столь раннем возрасте являются явным признаком расстройства психики», — заявил газете ABC криминалист Виторио Мартин Умбрия (Vitorio Martín Humbría).
Независимо от причины, очевидно, что на формирование характера Ивана Васильевича оказали влияние побои, унижения и издевательства. Возможно, именно поэтому, когда ему исполнилось всего 13 лет (14 лет, согласно другим источникам), он решил показать, кому принадлежит власть в той первобытной России. «В возрасте 13 лет он впервые показал сво1й сильный характер, отдав приказ о казни предводителя бояр князя Андрея Шуйского», — пишет Линарес. В тот день молодой правитель заложил основы того, что потом стало для него чуть ли не традицией: бросать своих врагов на растерзание своре разъяренных псов. «Собаки, которых он использовал, повиновались ему. Они были как бы продолжением его руки, вторым ‘я', показывая всем, кто хозяин в доме», пишет Кастнер в своем исследовании.
В ранней юности у Ивана случались острые приступы гнева, во время которых у него даже шла пена изо рта, а сам наследник престола иногда бился головой или вырывал пряди волос из своей головы. «После того, как приступ вспыльчивости проходил, он долгие часы проводил в тишине, уставившись в одну точку», — пишет Гаргантилья в своем труде.
Последняя связь с действительностью
Несмотря на скрытую психическую неуравновешенность, в 1547 год стал для Ивана периодом наибольшего душевного покоя. Это стало возможным благодаря его первой жене Анастасии Романовой. Согласно преданию, он выбрал ее из 1.500 претенденток. Брак укрепил его положение во власти и позволил стать настоящим царем. Именно Иван Васильевич первым этот титул. «Его венчал на царство митрополит Московский Макарий в 1547 году в Успенском Соборе. Макарий венчал Ивана IV уже не как Великого князя, а как царя», — добавляет Бушкович.
Анастасия открыла ему, что такое настоящая любовь, благодаря ее поддержке Иван IV сумел отменить прежние законы и покончил с коррупцией среди бояр. «В эти годы Иван IV предпринял коренное реформирование Российского государства, создав «Избранную Раду», некое подобие Госсовета, состоявшую главным образом из главы Русской православной церкви митрополита Макария, его духовника Сильвестра и советника Алексея Адашева. Он создал первое регулярное войско, состоявшее из стрельцов, которое завоевало Казань (1552) и Астрахань (1556), расширив таким образом границы России до суровых сибирских земель в 1583 году», — указывает Линарес.
Первая жена Ивана IV (дочери боярина Романа Захарьина-Кошкина, родоначальника династии Романовых) родила ему шестерых детей, из которых выжили лишь двое.
В те годы Иван Васильевич был счастлив, но, как уже повелось у него с малых лет, радость эта длилась недолго. Если быть более точными, до 1560 года, когда Анастасия скончалась. Хотя впоследствии царь снова женился, его душевное здоровье оказалось надломленным из-за смерти Анастасии. Это было наихудшее, что могло произойти с ним и с Россией. Гнев окончательно овладел им, и в итоге Иван IV превратился в авторитарного, жестокого и фанатичного правителя. Утратив последнюю связь с действительностью, он приобрел те черты, из-за которых его назвали «Грозным».
Начало кошмара
После смерти Анастасии Ивану IV везде стали мерещиться направленные против него заговоры. Он стал думать, что все за его спиной пытались свергнуть его с трона. В силу этого помешательства он стал преследовать всех, кого считал предателями. Можно было числиться одним из его ближайших сподвижников, но один неверный шаг мог вызвать гнев царя. «Злоба поселилась в нем, и царь распоряжался предавать жесточайшим пыткам своих возможных или предполагаемых врагов», — пишет известный автор Хорхе Блашке (Jorge Blaschke) в своей не менее известной книге «Тайная история Сатаны: Люцифер, скрытое лицо Бога» («La historia secreta de Satán: Lucifer, la cara oculta de Dios»).
Среди его любимых наказаний были обычные, которые от этого не переставали быть варварскими: его врагам ломали кости, избивали кнутам до тех пор, пока со спины не слезала вся кожа, или просто опаливали огнем. Но были и более изощренные зверства, которым подвергали предполагаемых предателей. «Иван IV распорядился сделать огромные сковородки, на которых живьем поджаривал своих жертв. Он также приказывал поочередно опускать их в кипяток и холодную воду до тех, пока с них не слезала кожа, и они погибали. Рассказывают, что он порезал на куски многих пленников», — пишет Петерманн.
Он обычно расправлялся с женами тех, кого подозревал в предательстве и вывешивал их обнаженные тела напротив тех домов, где они жили. Пострадавшие не могли ничего поделать, даже пожаловаться. Им оставалось лишь смириться со случившимся. Причины, по которым он совершал эти бесчинства, сейчас обсуждаются, хотя Петерманн считает (и это отражено в документально фильме, снятом в 2014 году), что это мог быть самый обычный садизм: «Тут могут быть две причины. Либо агрессивное помешательство, вызванное злобой и ненавистью по отношению к людям. С другой стороны, возможно, он получал от этого сексуальное удовольствие, поскольку казни и пытки протекали очень медленно».
Кастнер придерживается именно этой гипотезы: «Незащищенность других людей подтверждает сама форма власти изверга. Ему доставляет наслаждение уже даже не боль жертв, а реакция на боль, которую он им причиняет. Для него главное услышать ‘я боюсь вас, я страдаю, и только вы можете меня спасти‘».
Однако, пытки его предполагаемых врагов были не единственным способом дать волю гневу и обеспечить преемственность власти. Иван Грозный крайне жестоко подавлял любое восстание против собственной власти. Подрывные действия, как правило, являлись плодом его воображения. Наглядным примером может послужить расправа над новгородцами в 1570 году за якобы имевший место мятеж. Иван Грозный отправился туда во главе отряда из 15 тысяч человек. «Он сравнял город с землей и убил, по разным оценкам, от двадцати пяти до шестидесяти тысяч человек. Десятки детей были брошены в холодные воды протекавшей рядом реки только ради того, чтобы посмотреть на это страшное представление. Его необузданная жестокость не знала прецедентов в мире», — пишет Гаргантилья в своем труде.
Этот автор также указывает в своей книге, что в последние годы жизни Иван Грозный дал волю своим самым извращенным сексуальным фантазиям, «лишив девственности более полутора тысяч девушек и убив младенцев, родившихся в результате этих связей».
Восхищение Сталина
18 марта 1584 года Иван Грозный умер в возрасте 52 лет при странных обстоятельствах. После этого его имя тщательно обходили молчанием в России. По крайней мере, до тех пор, пока к власти не пришел И.В. Сталин, которого очень привлекала личность этого царя, при помощи жестокости и зверств создавшего огромную империю. Теперь во главе этой империи стоял Сталин.
Так считает целый ряд экспертов, в частности, Альваро Лосано Кутанда (Álvaro Lozano Cutanda). В своей книге «Сталин, красный тиран» («Stalin, el tirano rojo») он пишет, что советский лидер всегда находил время, чтобы ознакомиться с деяниями Ивана IV. Книги, повествовавшие о жизни Грозного царя, были одними из любимых в его библиотеке, насчитывавшей более 40 тысяч томов.
При этом Сталин неоднократно заявлял, что Иван Грозный был неоправданно «мягок». «Одной из ошибок Ивана Грозного была недооценка одной из пяти крупнейших боярских семей. Если бы ликвидировал эти пять семей, то не было бы Смутного времени. Но Иван Грозный мог кого-то казнить, а затем упустить много времени в раскаянии и молитвах. В этом смысле Бог был для него помехой. Ему нужно было действовать еще с большей решительностью», — указал советский лидер.
Несмотря на это, Сталин очень восхищался Иваном Грозным. Это стало очевидно, когда он дал задание советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну снять фильм о том, как первый царь боролся против тысяч заговорщиков ради укрепления России.
Художественный фильм был снят в 1944 — 1945 годах, чтобы обелить образ царя и покончить с тем, что вождь СССР считал очернительством его имени. Поэтому картина умалчивает о жестокостях Ивана Грозного, делая упор на его наиболее революционных начинаниях. «Сталин походил на Ивана Грозного. Суровый правитель, который не боялся предпринимать решительные меры против своих врагов, если считал, что это отвечает государственным интересам», говорит Перри в документальном фильме.
В итоге картина была удостоена Сталинской премии. И все же ей не удалось покончить с образом жестокого тирана, который неизменно возникал у людей при упоминании Ивана IV. Несмотря на то, что Иван Грозный был в высшей степени умен и образован по целому ряду вопросов, он все же предпочел творить бесчинства, оказавшись во власти темных сторон своей души.
Попытка возвеличить образ Ивана Грозного была сведена на нет Н.С. Хрущевым во времена холодной войны. Как утверждает Мигель Карлос Ибаньес Фос (Miguel Carlos Ibáñez Fos) в своей работе «Иван Грозный в российской и советской историографии» («Iván el Terrible en la historiografía rusa y soviética»), преемник Сталина сказал во время одной из встреч в Кремле: «Сталин был безумным тираном, как и Иван Грозный, с той лишь разницей, что царь убивал своих врагов, в то время как Сталин отправлял на казнь своих соратников».