Нынешний президент Милош Земан часто вступает в конфликт с правительством и МИДом в вопросах внешней политики. По словам кандидата на пост главы государства, это плохо. «Президент республики не должен отстаивать на международной арене позицию, которая отличается от позиции правительства Чешской Республики», — заявил Драгош порталу Е15 в коротком интервью на тему внешней политики.
Е15: На внешнюю политику по-прежнему влияет аннексия Крыма. Какое решение вопроса в случае избрания вы продвигали бы? Отменили бы вы санкции?
Йиржи Драгош: Аннексия Крыма Россией — это нарушение базовых правил международного сосуществования. В 90-е годы именно Россия (вместе с США и Великобританией) четко гарантировала территориальную целостность Украины. Более того, очень тревожит то, что этот акт агрессии поддержала большая часть российской общественности.
Таким образом, аннексия Крыма была явным нарушением международных договоренностей, а санкции стали логичным последствием этого. Я не вижу никаких причин, чтобы отменять санкции. Президент республики не должен отстаивать на международной арене позицию, которая отличается от позиции правительства Чешской Республики.
— Считаете ли вы, что Чехия может являться своего родом мостом между Россией и ЕС?
— Говорить о «мосте» — значит вводить в заблуждение, ведь мы сами являемся частью Европейского Союза. Чтобы играть роль моста, нужно быть третьей стороной, которой мы ни в коем случае не являемся.
Но, конечно, правда, что мы, в отличие от многих западных членов ЕС, накопили многолетний опыт в том, что касается менталитета России, и не только благодаря ее близости, но и из-за ее влияния на нашу страну после оккупации 1968 года. Поэтому мы, напротив, можем с полным правом предостерегать от наивности, которую проявляют некоторые силы в западных странах в отношении России.
Несмотря на все это, а точнее — именно из-за того, что мы лучше понимаем ситуацию, мы заинтересованы в том, чтобы у Европы, а значит и у нас, в будущем были налажены выгодные для нас политические отношения со стабильной Россией. Однако снова подчеркну, что внешнюю политику формирует правительство, а не президент.