На аэродроме в Шанхае недавно проводились маневры, которые будут оцениваться иначе, чем просто испытания прерванным взлетом. Пилоты первого в Китае большого пассажирского самолета модели C919, намеренно не собирались взлетать — еще рано. Высокоскоростные испытания на четвертой взлетно-посадочной полосе — последние приготовления перед большим первым полетом. Который состоится, возможно, даже уже в апреле.
Китайская программа самолетостроения сильно запаздывает. Изначально первый полет этой модели для 158 пассажиров был запланирован на 2014 год. Кроме того, пассажирский самолет содержит множество ключевых компонентов, таких как, например, двигатели западного производства. Но одновременно становится ясно, что китайские авиакомпании в будущем больше не будут привязаны к моделям Airbus и Boeing. Собственный производитель Comac может конструировать и самолеты класса A320 или Boeing 737. Уже 570 заказов, сделанных на модель C919, недополучила дуополия Airbus/Boeing.
В то время как в Шанхае специалисты самолетостроения занимаются последними приготовлениями перед первым полетом, среди специалистов по космической программе тоже царит большое оживление. Здесь также речь идет о премьере.
Между 20 и 24 апреля должен быть впервые запущен в космос беспилотный грузовой корабль — при втором запуске мощнейшей ракеты-носителя Китая. Аппарат «Тяньчжоу-1», в переводе звучит как «небесный корабль», в будущем должен стать космическим транспортом снабжения, когда правители Пекина со временем построят собственную большую космическую станцию подобную «Международной космической станции» (МКС), на которой по настоянию США действует запрет для китайцев на посещение и стыковку.
Китайский аппарат превосходит конкурентов
Сначала грузовой корабль Тяньчжоу-1 полетит к китайской космической мини-станции Тяньгун-2 и там в течение пяти месяцев трижды отработает автоматическую стыковку, доставку груза и заправку.
Китайский грузовой корабль длиной десять метров и три метра в диаметре может доставить в космос 6,5 тонны груза. Это почти в три раза больше, чем российский грузовой корабль «Прогресс», который регулярно летает к МКС.
Китайская модель также превосходит по грузоподъемности грузовой корабль Dragon американского концерна SpaceX и грузовой корабль снабжения Cygnus американской компании Orbital ATK. Только европейский грузовой корабль ATV, который больше не летает, и японский HTV могут сравниться грузоподъемностью с китайским.
Другие проекты в настоящее время также находятся на старте: американский грузовой корабль Cygnus и пилотируемый Союз должны скоро лететь к МКС. Таким образом, на космодромах сейчас царит большое оживление.
Успешного первого полета еще недостаточно
Для Китая оба проекта являются доказательством подъема авиационной и космической отраслей страны до уровня мировой Высшей лиги. В то время как в США космические полеты развиваются при активном участии миллиардеров, таких, как, например, Илон Маск (Elon Musk) (SpaceX и Tesla), а также Джефф Безос (Jeff Bezos) (основатель Amazon), Пекин видит свой путь к успеху с помощью управляемой и финансируемой государством стратегии развития отрасли.
Возможно, в 2017 году Народная республика впервые запустит в космос больше ракет, чем США и Россия. Европа уже отстает и из-за забастовки в окрестностях космодромов во французской Гвиане не сможет выполнить свой план запусков.
В авиационных проектах Китай также имеет по-прежнему далеко идущие планы. Вслед за первой поставкой первого собственного регионального самолета ARJ21 в 2015 году и предстоящим теперь первым полетом большой пассажирской модели C919 уже долгое время ведется подготовка дальнемагистральной модели.
Конечно, вопрос, когда в действительности пассажиры смогут на нем полететь, открыт. Успешный первый полет означает еще долгое отсутствие поставок авиакомпаниям. Этот горький опыт уже получили все производители от Airbus и Boeing до Comac.