Уважаемый Др. Робин Ниблет!
Ваши Превосходительства!
Дамы и господа!
Позвольте начать со слов благодарности. Это настоящая честь для меня выступать сегодня в Королевском институте международных отношений. Хочу поблагодарить знатную аудиторию за ваш искренний интерес к Украине. Но больше всего я благодарен за вашу поддержку и солидарность с нашим государством. Ведь это не только наша борьба против российской агрессии и «умышленное присвоение территории». Это наша общая борьба за будущее Европы. Это и будущее Свободного Мира — мира, который верит, что свобода — это настоящая вещь, а не уловка, чтобы держать других под контролем. Мира, который основан на «силе права», а не «праве силы». Мира, который помогал нам жить в мире на протяжении десятилетий. До недавнего времени, к сожалению.
Дорогие друзья!
Все мы осознаем сложность вызовов, которые стоят перед нами. Мир скатился в лихие времена. Столько проблем бросили нам вызов — и терроризм, и растущий радикализм, ксенофобия и миграция, распространение оружия массового уничтожения и изменение климата. Автократические лидеры чувствуют себя свободными нарушать права человека и международное право. Они проявляют полное неуважение к нашим требованиям и призывам к миру. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие соблазняются. Соблазняются выбирать… Между ценностями — и так называемым «прагматизмом». И между соблюдением международного права и умиротворением. Многие считают, что это вопрос времени, и все наладится и вернется к нормальной жизни — будто ничего и не было.
Позвольте не согласиться. В России нет проблемы с голодом. У нее есть мировоззренческая проблема. Она не верит в такие вещи, как демократия и права человека. Она верит в такие вещи, как «мировое доминирование» и «зоны влияния». Она не играет по правилам. Она верит лишь в одно правило: «Россия побеждает. Всегда. Несмотря на все». Вы видите это в политике. Вы видите это в спорте. Вы видите это в реальности фейковых новостей, которую она пытается навязать нашему миру.
Известный британский публицист и телепродюсер Питер Померанцев сказал об этом лучше: «Ничего не является правдой, и все возможно». Это и есть на самом деле их идеологией. Не удивительно, что вместо того, чтобы давать ответ на насущные вызовы, которые подрывают глобальный порядок, Россия использует их в собственных интересах. Вот, что мы называем «гибридной войной». Она является гибридной, потому что не знает границ и имеет много лиц. Дезинформация, агрессивная пропаганда, умышленный взлом и ложь являются лишь ее маленькой частичкой.
Москва не столько отвергает мировой порядок. Она пытается построить альтернативную реальность на основе альтернативных ценностей:
Тирания вместо демократии.
Нетолерантность вместо уважения.
Игра с нулевым результатом вместо беспроигрышного.
Она нарушила Будапештский меморандум, стороной которого является и Объединенное Королевство. Она нарушила все, что можно в наших двусторонних соглашениях, в которых Россия признавала и гарантировала суверенитет и территориальную целостность Украины. Она нарушает свои бесчисленные обещания сегодня — в рамках Минского процесса. Ни одного эффективного прекращения огня. Никакого освобождения заложников и нелегально задержанных лиц. Никакого доступа для международных гуманитарных организаций. Ни одна другая сторона за это не ответственна. Кроме России. Она продолжает направлять на Украину российские войска, тяжелое вооружение и амуницию. Она превратила Крым на крупнейшую в мире военную базу. Она остается глухой к требованиям и аргументам о мире.
У нас нет мира по одной причине: россияне не заинтересованы в достижении мира. Они заинтересованы в получении контроля. Я это снова почувствовал в понедельник, когда вместе с канцлером Меркель и президентом Олландом имел телефонные переговоры с президентом Путиным. Это было еще одно проявление пустых обещаний Москвы. Это было еще одно проявление их отношения: «Если вы хотите мира, можете его иметь: но только на наших условиях». Никаких компромиссов. Только право силы. Это подтверждает, что у нас нет другого выхода, как искать мира благодаря силе, а не умиротворению.
Дорогие друзья!
Порой я слышу, как спрашивают: почему нам следует беспокоиться об Украине? Чтобы было понятно: я не имею в виду госсекретаря Тиллерсона, с которым у меня был замечательный телефонный разговор на прошлой неделе накануне его встречи с Путиным. Я считаю, что политическая и дипломатическая Америка имеет четкое видение относительно роли Украины. Российская пропаганда заявляет, что Россия «просто хочет быть собой». Она также утверждает о «столкновении цивилизаций, в котором Запад зашел слишком далеко». Первое, нет никакого «столкновения цивилизаций», а есть столкновение мира правил и мира грубой силы.
Мы, украинцы, сделали выбор в пользу мира правил — и нас за это наказывают. Победа или проигрыш в этой битве станет прецедентом, который перевесит чашу весов в ту или иную сторону. Во-вторых, Украина является инвестицией в безопасность всех. Включая Россию. Украина не может быть побежденной. Но успешной она может стать только при помощи своих союзников. А процветающая и стабильная Украина — это процветающий и стабильный регион. Третье, Украина — это тест на то, действительно ли Запад приходит в упадок (как утверждает Россия).
На Украине отвечают не на «украинский вопрос». Отвечают на «европейский вопрос». Четвертое, Украина является бесценным активом в сфере ядерного нераспространения. Если о гарантии Будапештского меморандума для Украины забудут, то какой урок вынесут для себя нации, которые раздумывают над тем, чтобы стать ядерными? И наконец, пятое, Украина — боец. Если вам нужен тот, кто руководствуется принципами, а не страхом, то взгляните на Украину. Ежегодно на оборону мы тратим 5% нашего ВВП — больше, чем некоторые члены НАТО.
Сегодня украинская армия занимает 8 место в Европе. Это единственная армия, которая не только столкнулась с российской агрессией, но и способна ее эффективно сдерживать. Благодаря ей вы можете чувствовать себя в безопасности. Она удерживает агрессию в стороне от ваших домов. Не об этом ли западное сообщество должно в первую очередь беспокоиться и понимать? Думаю, что должно. Оно также должно понимать, что Кремль одержим своим империалистическим прошлым.
Стремление России к гегемонии не остановится на Украине. Вчера это были Приднестровье и Грузия. Сегодня — Украина и Сирия. Кто же следующий? Позвольте повториться: это не проблема голода, но мировоззрения. Мировоззрение России отличительное не только от нашего, но и от советского. Советский Союз думал по схеме «мы — хорошие, а они — плохие». Зато лидеры Кремля думают по-другому. Их линия такова: «Если они плохие, то нам разрешено быть плохими». Примите это во внимание. Подумайте над последствиями.
Дорогие друзья!
Мой призыв очень прост. Нам необходимы три вещи:
- должны быть сильными;
- должны быть едиными;
- должны быть сильными и едиными постоянно.
Это наша формула победы, противоядие агрессии. Что нам еще нужно, так это ваша надежная поддержка реформ на Украине. Нелегко трансформировать страну во время войны и против попыток России дестабилизировать Украину. Однако, мы делаем свое дело и делаем это результативно. Для нас задачей последних трех лет было стать лучшей страной. Чтобы следовать по этому пути, нам также важно сохранение санкций против России. Не верьте тем, кто утверждает, что санкции ничего не дали.
Самое главное, меньше убитых украинцев, и это далеко не ничего. Во-вторых, если бы не санкции и новорожденная украинская армия, российские танки стояли бы значительно дальше в Европе. Путин начал свою «кампанию» на Украине с ощущения безнаказанности. Благодаря санкциям и готовности Украины отбиваться, он начал колебаться. И он должен прийти к ощущению неотвратимости. Неотвратимости общего ответа Запада./ Все агрессоры мира должны знать — они будут отвечать за свои преступления. Украина выполняет свою часть. Борется против войны.
Будьте сильны, едины и поддерживайте Украину! И, пожалуйста, помните мудрые слова Маргарет Тэтчер: «Причиной войн является не накопление вооружений. Они происходят, когда агрессор верит, что может достичь своих целей за приемлемую цену».
Спасибо!