Для Владимира Путина пришло хорошее время. Недавно Марин Ле Пен удалось пройти во второй круг президентских выборов Франции. Согласно опросам общественного мнения, она вряд ли завоюет президентский пост, но кто знает. Политика в западных демократиях стала столь непредсказуемой, что и это тоже может произойти. И можно быть уверенным в том, что Путин сделает все возможное, чтобы победила Марин Ле Пен. Как он это сделал на президентских выборах Америки, когда российским хакерам удалось настолько дискредитировать Хиллари Клинтон, что она с минимальным отставанием проиграла Трампу.
Рейтинг успехов Путина высок:
Выборы Трампа.
Брексит.
Он так сильно потряс основы сотрудничества ЕС, что пошли серьезные разговоры о распаде союза. И есть риск, что это произойдет, если Марин Ле Пен станет французским президентом.
Российское доминирование в сирийском конфликте.
Путин цинично сохраняет власть массового убийцы Асада, чтобы усилить российское влияние в регионе.
Последовательные усилия с целью создать замороженный конфликт на востоке Украины.
Цель, несомненно, еще больше дестабилизировать положение на Украине.
То, что русских также поймали с поличным при проведении хакерских атак на датскую оборону, было, в общем-то, вполне ожидаемо. Этот режим глубоко запустил руки в дела нашего общества.
Защитники Путина утверждают, что он просто защищает российские интересы, на что он имеет полное законное право. Конечно, он имеет это право — так же, как и мы в Дании имеем законное право защищать наши интересы. Проблема заключается в том, что российская политика защиты интересов основывается на агрессивном национализме и запугивании там, где, согласно мнению русских, они имеют свои национальные интересы. Это особенно относится к соседним странам, но также и к Балканам, где, например, российская разведка в прошлом году принимала активное участие в попытках убить прозападного премьер-министра Черногории Джукановича.
Такая форма запугивания не является чем-то новым. США используют ее много лет, в частности, в Латинской Америке, и Советский Союз во время холодной войны делал то же самое в странах-вассалах, где он хотел сохранять свое влияние. Однако это не извинение — это феномен, к которому мы в Дании и Европе должны относиться серьезно.
Это также означает, что мы вынуждены рассматривать российскую угрозу не так, как это делается в общественных дебатах. Речь часто идет о том, чтобы снова ввести воинскую обязанность и увеличить расходы на оборону. Но Дания подвергается не военной угрозе, а политической. У соседей России, прежде всего, стран Балтии, есть причина бояться российской военной силы, поэтому разумно то, что НАТО демонстрирует серьезное отношение к мушкетерской клятве. В Дании и остальной Европе существует угроза политической дестабилизации.
В этой связи не особенно правильно вновь вводить воинскую обязанность и увеличивать военные расходы. Гораздо важнее постоянно усиливать ЕС, или, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы ЕС не распался. Важнее постоянно укреплять энергетику и делать нас независимыми от российского экспорта газа, поэтому здесь ЕС должен способствовать остановке «Северного потока — 2». Важнее поддерживать Украину и те силы в так называемой зоне российского влияния, которые не хотят, чтобы ими управляла Москва. Важнее бороться с российской дезинформацией так, как работает специальное подразделение ЕС. Важнее бороться с кибератаками, поэтому должна быть усилена эта часть нашей обороны.
Из-за своей величины и географического положения Россия всегда будет решающим игроком европейской политики. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудничать и иметь стабильные отношения с этой гигантской страной. Но чтобы танцевать танго, нужно, чтобы партнеров было двое, и до тех пор, пока российской политикой управляет агрессивный национализм, мы должны, естественно, принимать предупредительные меры. Но делать это мы должны умно — бессмысленно возвращаться к старому мышлению холодной войны.
Хольгер К.Нильсен (Holger K.Nielsen) — член Фолкетинга и бывший министр иностранных дел