Если встреча Иванки Трамп и Ангелы Меркель и напоминает что-нибудь, так одну сцену лета 1989 года. В пражском кабачке «Кламовка» кто-то повесил на стену фотографию, на которой Карел Готт подает руку Мейлу Главсе, фронтмену Plastic People. Над снимком кто-то приписал: встреча «Союз» — «Аполлон». Точно такое же впечатление несовместимых противоположностей произвела встреча немецкого канцлера и дочери и советника президента Трампа, самых влиятельных женщин в ЕС и Белом доме. Они — звезды встречи W20, своего рода предтечи саммита Большой двадцатки, который в июле пройдет в Гамбурге. Может ли быть полезной подобная встреча?
Скажу прямо — да. Хотя мы и не знаем, о чем договорятся в Берлине дамы, включая главу Международного валютного фонда Лагард и министра иностранных дел Канады Фриланд. Цель — «укрепление экономической позиции женщин как основной задачи всех тематических программ G20». Звучит, как канцелярская чушь в духе птидепе Гавела. Но немецкая пресса сосредоточена на Меркель и Трамп. «Две женщины, которые должны призвать Дональда Трампа к разумной политике, насколько это вообще возможно», — пишет Spiegel Online.
Нам еще предстоит узнать, к чему эта вера во влияние на Трампа приведет на практике, и тем не менее берлинская встреча может принести некую пользу. Например, она может подтвердить такую закономерность: чем больше в политике, экономике и общественной жизни будут участвовать женщины, тем слабее будет аргумент о том, что все они несут одно лишь спасение, и тем ярче будут выделяться индивидуальные различия между ними. Неужели шотландский сепаратизм, возглавляемый Николой Стерджен, принципиально лучше, чем каталонский сепаратизм под руководством Артура Маса? Иванка Трамп подает пример того, что, несмотря на идейные разногласия, с Ангелой Меркель можно нормально поздороваться. Так же, как 28 лет назад это сделали Карел Готт и Мейла Главса.