«Я благодарю Норвегию за телесериал „Окупированные“».
Это сказала вице-премьер Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе, выступавшая в пятницу на прошлой неделе с докладом в Норвежском институте внешней политики, Nupi.
В сериале телеканала TV-2 речь идет о том, как Россия, якобы, оккупировала Норвегию.
«Сериал лучше, чем анализ политиков, показывает то, что мы испытываем на Украине: незаконную аннексию Крыма и агрессию России в Восточной Украине», — говорит вице-премьер.
Но страна испытывает также и внутренние проблемы, связанные с радикальными националистами. Несмотря на то, что на выборах их поддержали немногие, им удалось добиться в сегодняшней Украине большой власти. Эта власть настолько значительна, что правительству приходиться мириться с их решениями, подтверждает заместитель главы правительства.
Военизированные группы, в частности, смогли осуществить полную блокаду между районами, контролируемыми мятежниками на востоке Украины, и остальными районами страны, остановив весь транспорт, следовавший на восток и с востока.
«Государство этого не хотело. Мы рассматриваем их как часть украинского населения, которое нам не безразлично», — отвечает вице-премьер Климпуш-Цинцадзе на вопрос от ABC Nyheter.
Сделали то, чего мы не хотели
Несмотря на состояние войны между сепаратистами и прочей Украиной, в результате чего украинцы гибнут каждый день, продолжалось нечто парадоксальное:
Фабрики и угольные шахты в районах, контролируемых мятежниками, продолжали работать, они продавали свою продукцию, вывозили ее и платили Киеву налоги.
По мнению националистов, это было нечто неслыханное. Своими акциями с применением физической силы им удалось положить конец товарообмену.
Следующим шагом стало установление мятежниками контроля над компаниями на своих территориях.
— Как началась блокада восточных регионов, и как Вы ее оцениваете?
«Тут речь идет о популистах. Да, у нас в стране тоже были попытки подтолкнуть страну к тому, чтобы она отделила оккупированные восточные территории. Только когда другая сторона решила экспроприировать украинские компании, правительству пришлось отреагировать так, как само оно реагировать не хотело», — отвечает Иванна Климпуш-Цинцадзе.
«Мы готовы восстановить отношения с нашим народом. Но, похоже, что быстро это сделать не удастся», — добавляет она.
Верховный суд должен следовать закону
Вице-премьер подчеркивает, что правительство в Киеве ведет две войны.
«Горячую войну против российской агрессии. И холодную войну против коррупции, институциональной отсталости и авторитарной культуры».
Борьба за реформирование насквозь коррумпированной государственной культуры, в которой преобладают богатые олигархи, должна идти параллельно с ведением войны.
«Погибли 10 тысяч украинцев. У нас 22,5 тысяч раненых и более 1,8 миллиона внутренних беженцев. И я хочу напомнить, что мы свой вклад в миграционную волну в Европе не внесли», — подчеркивает Климпуш-Цинцадзе.
Она рассказывает, что страна приняла новый закон против коррупции, выделила деньги агентству по борьбе с коррупцией, которое сейчас работает в полную силу. Скоро закончат образование 12 тысяч новых полицейских.
«Мы начали проводить юридическую реформу, вскоре займут свое место новые судьи. В следующем месяце наш Верховный суд будет полностью готов к работе. Судьи будут действовать в соответствии с законом, а не в соответствии с какими-то иными интересами, как это было в прошлые годы», — продолжает она.
Банковский сектор тоже подвергся реформированию.
«Мы, в частности, закрыли 87 банков. Это привело к напряженности в обществе», — говорит Климпуш-Цинцадзе.
Год назад Международный валютный фонд МВФ был недоволен ходом реформ на Украине.
Блокада замедляет рост
Иванна Климпуш-Цинцадзе смогла сообщить позитивные новости о развитии экономической ситуации на Украине:
«Реформы не дают результаты немедленно. Но в 2016 году рост ВВП у нас составил 2,2% по сравнению с падением в 9,9% в 2015 году. В этом году ожидается рост в 2,3%», — говорит она.
Помимо страданий, война ведет к большим экономическим расходам:
«5,65% ВВП мы тратим на оборону», — сообщает она.
Госбюджет Украины зависит от поддержки, в частности, со стороны МВФ, который делит свои кредиты на четыре «транша». Предоставление последней части требует осуществления важных реформ.
Сейчас тотальная блокада мятежных регионов нанесла экономике серьезный ущерб.
— Насколько, по Вашему мнению, блокада повлияет на ожидаемые 2,3% роста ВВП Украины в этом году?
«Мы должны будем пересмотреть ожидаемый рост. Тем не менее, МВФ принял решение продолжить выделение четвертого транша. Такое случилось впервые. Поэтому мы надеемся, что трагических последствий для нашего роста блокада иметь не будет», — отвечает вице-премьер.
По данным Всемирной торговой организации, ВТО, падение в украинской экономике в 2015 года составило 16%, что сделало Украину беднейшей страной Европы.