Похоже, это Россия, вы ведь ощущаете это, поэтому, возможно, это и была наверняка Россия. Именно такой версии придерживается сообщество специалистов по компьютерной безопасности, которое в настоящий момент пытается выяснить, кто украл данные членов предвыборного штаба избранного президента Франции Эммануэля Макрона.
Возьмем, к примеру, компанию FireEye, которая первой заявила о том, что хакеры, взломавшие системы национального комитета Демократической партии и известные как APT28 и Fancy Bear, работали на Россию. Именно эти хакеры теперь являются главными подозреваемыми в совершении атак на представителей предвыборного штаба Макрона, чьи данные появились в интернете в пятницу, 5 мая, за два дня до второго раунда президентских выборов во Франции.
Представители FireEye заявили, что связи между группировкой APT28 и хакерской атакой на Макрона в основном устанавливаются на основании «TTP» — «тактик, методов и процедур». Атаковавшие Макрона хакеры — начиная с фишинговых атак и заканчивая распространением информации, в том числе посредством аккаунта Wikileaks в Твиттере — пользовались многими TTP, которые были характерны для атак APT28. Об этом сообщил глава отдела кибершпионажа компании FireEye Джон Халтквист (John Hultqvist).
Кроме того, было обнаружено два IP-адреса — оба европейские — которые использовались в ходе фишинговых атак на предвыборный штаб Макрона: onedrive-en-marche.fr и mail-en-marche.fr. Эксперты компании Trend Micro еще до утечек сообщили, что, по их мнению, эти сайты, созданные в марте и апреле, принадлежат Fancy Bear.
Однако Халтквист лишь сказал, что эту атаку, «возможно», провели хакеры APT28 — группировки, которой, по мнению американского правительства, руководит шпионское подразделение Кремля, Главное разведывательное управление (ГРУ). «Многие предсказывали подобный инцидент, и ему предшествовала такая хакерская активность, которая характерна для APT28», — сказал Халтквист. Но он добавил, что «предельное внимание, с которым этот противник отнесся к безопасности операции, может существенно уменьшить возможности экспертов в их поисках исполнителей этой атаки».
Хотя эти фишинговые домены, возможно, были использованы для проведения хакерской атаки на Макрона и его сторонников, нет никаких убедительных доказательств того, что эти атаки оказались успешными и что именно они привели к утечке. Проще говоря, экспертам не удалось найти данные, которые позволили бы установить прямую связь между известными командно-административными доменами Fancy Bear и взломом систем движения «Вперед!»
Компания CrowdStrike, которая обнаружила массу данных, указывающих на причастность предположительно российской группировки Fancy Bear к хакерским атакам на системы национального комитета Демократической партии, тоже не смогла найти конкретные технические связи между ними, проведя предварительный анализ имеющихся данных. (Ее эксперты пришли к выводу, что у них нет возможности провести подробный и всеобъемлющий анализ.)
Россия неоднократно отрицала свою причастность к кибер-вмешательству в американские президентские выборы и к другим кибершпионским кампаниям. Кремль не отреагировал на просьбу прокомментировать информацию о его возможной причастности к хакерским атакам против представителей штаба Макрона.
Кириллица вводит в заблуждение?
На причастность России может указывать еще один факт. Однако это вполне может оказаться отвлекающим маневром.
В метаданных попавших в интернет файлов предвыборного штаба Макрона была обнаружена кириллица. Пока неясно, как она туда попала. Было ли это промахом? Или это диверсия? Ответить на эти вопросы невозможно.
Эти метаданные появились там, потому что эти файлы подвергались редактированию в русскоязычной версии Microsoft Excel. Выяснилось, что половину изменений внес пользователь по имени «Рошка Георгий Петрович» — именно такой вывод сделал Крис Домэн (Chris Doman) из AlienVault. Компания подчеркнула, что это вполне может оказаться фейковой информацией, специально заложенной хакерами, результатом ошибки хакера или следствием того, что в этой хакерской атаке мог оказаться замешанным ни о чем не подозревавший пользователь с таким именем.
Как сказал Домэн, он не увидел «никаких однозначных данных», которые позволили бы с уверенностью связать два фишинговых домена, обнаруженных компанией Trend Micro, и утечку данных из штаба Макрона, «хотя это кажется возможным».
Ситуация осложняется еще и тем, что Мунир Махджуби (Mounir Mahjoubi), отвечавший за цифровые технологии в штабе Макрона, намекнул французской прессе на то, что соратники Макрона, возможно, сами помещали на свои серверы фейковые данные в качестве приманки, которая должна была привлечь хакеров и заставить их украсть помеченные данные. Подобные приманки часто используются для того, чтобы отслеживать действия хакеров.
В отличие от ситуации с национальным комитетом Демократической партии, поиски тех, кто стоит за хакерскими атаками на предвыборный штаб Макрона, оказались гораздо более сложной задачей.