Вызовы в адрес концепции «Один пояс — Один путь» в основном лежат в информационно-политической, а даже не экономической сфере, так как чисто технические сложности, так или иначе, преодолимы. Даже самому руководству КНР не раз приходилось опровергать слухи и домыслы по поводу «истинных» целей проекта, с помощью которого Пекин якобы планирует распространить свое влияние далеко за свои пределы.
Партнеры по реализации «пояса», а не только один Китай, своевременно опровергают эти измышления, с конкретными доказательствами на руках. Форумы международного сотрудничества «Один пояс — Один путь», на которых рассматриваются вопросы практической выгоды для более сотни стран и организаций, говорят сами за себя. Ведь все текущие вопросы и недоговоренности и должны сниматься именно так, в ходе рабочих дискуссий.
Проблема еще и в том, что все, что связано с экономикой и международным сотрудничеством, у нас, зачастую, излагается бюрократическим, формальным, канцелярским языком, который не доходит до сознания миллионов граждан.
Поэтому практическим ответом на любые выпады в адрес евразийской, континентальной интеграции должен стать двойной «контрудар»: 1) фактический рост уровня жизни стран-участниц проекта и 2) широкая популяризация проекта с помощью простого человеческого языка, понятного всем и каждому. То есть, даже сама защита здесь должна быть не только умной, но и красивой, привлекательной. В свое время в СССР был такой популярный фильм «Битва в пути». Сегодня нам воевать на нашем новом пути, конечно, не надо, но установить максимальный уровень безопасности проекта, безусловно, необходимо.
Как эксперт считаю также, что необходима серия специальных передач на телевидении и радио тех стран, которые уже сейчас находятся в «одном поясе», включая программы и ток-шоу для новых поколений, сделанных в живом, интересном стиле. Эти передачи с интересом бы смотрели и в Казахстане, и в Кыргызстане, и в России, так как это было бы новое и непривычное явление в привычном информационном потоке.
Кстати, и сам Китай мог бы поделиться технологиями информационной популяризации продукта, так как мы часто видим, что даже самые серьезные политические темы порой преподносятся китайскими специалистами в виде великолепных анимационных роликов. Где за одну-две минуты простыми словами рассказывается о чем-то большом, серьезном и, на самом деле, очень сложном.
Существуют и другие вызовы в адрес «Одного пояса — Одного пути». Это так называемые альтернативные проекты, создаваемые внерегиональными центрами силы на пространстве Европы и Азии, за счет которых, с помощью политических методов, далеких от правил экономической конкуренции, пытаются монополизировать наши территории, коммуникации, рынки. Некоторые из этих проектов отмирают сами (как, например, Транс-Тихоокеанское партнерство), но вместо них всегда появляется что-то новое, с теми же, не всегда ясными целями. Не удивительно, что именно с этой стороны организуется давление в адрес «Одного пояса — Одного пути», который строится на добровольных началах и принципах взаимодействия.
При этом качество любого продукта куется только через преодоление. Даже книга такая есть: «Как закалялась сталь». Из этого и должен исходить наш трансконтинентальный проект, если он рассчитывает не на унылую конъюнктуру, а на долгосрочную, яркую и взаимовыгодную перспективу.