«Они ломают голову над тем, что сделать, что предложить Турции, чтобы не приводить ее в еще большую ярость». Эти слова принадлежат одному из приближенных к Эрдогану офицеров, служащих в Президентском дворце.
На этой неделе наше внимание будет приковано к Вашингтону. Президент Эрдоган впервые встретится лицом к лицу с президентом США Трампом. Эрдоган, говоря о значении, которое он приписывает этой встрече, сказал: «Это не будет запятой, это будет точка». Смысл сигнала очевиден: «Или мы вернемся из Белого дома, получив желаемые нами результаты, или же возникнут другие последствия».
Когда я, размышляя над вопросом о том, какой торг Эрдоган будет вести с Трампом, беседовал с лицами, которые могут знать это, мне стали известны другого рода сведения, не менее значимые.
Трамп сделает следующие предложения
Один источник из Бештепе (район Анкары, где находится официальная резиденция президента Турции — прим. пер.) отметил, что Трамп, дабы, по его выражению, «не приводить Турцию в еще большую ярость», сядет за стол переговоров с некоторыми встречными предложениями.
1. Мы выведем Партию «Демократический союз» (PYD) / Отряды народной самообороны (YPG) из Манбиджа и обеспечим размещение здесь групп, поддерживаемых Турцией (Свободной сирийской армии).
Напомним, что по вопросу об освобождении Манбиджа американская сторона давно давала Анкаре открытые обещания, но до настоящего момента не выполнила их.
Если это осуществится, мы можем ожидать, что по мечтам YPG по поводу запада от Евфрата будет нанесен серьезный удар.
2. Мы приложим усилия к тому, чтобы разорвать связи PYD с Рабочей партией Курдистана (РПК), а после посодействуем, чтобы Турция вступила в контакт с PYD.
3. Мы гарантируем, что оружие, которое предоставляется «Демократическим силам Сирии» (SDG) (термин, используемый американцами для камуфляжа YPG) для операции в Ракке, не попадет в руки РПК.
4. Мы гарантируем, что в новом порядке, который возникнет после зачистки ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), образование «государства РПК» не будет одобрено.
Ключевые слова Салиха Муслима
В этих условиях можно предположить, что американцы делают некоторые маневры для «создания подходящего климата».
И один из способов сделать это — по мере возможности создать почву, заставив говорить подготовленное вами лицо о тех моментах, по которым вы собираетесь торговаться.
На этот раз произошло что-то подобное? Да.
Давайте прислушаемся к словам лидера PYD Салиха Муслима (Salih Müslim), который минувшим днем дал интервью радиостанции «Голос Америки»: «YPG — защитная сила Рожавы (Сирийского Курдистана — прим. пер.). Это группа, защищающая Рожаву, и сила Сирии, которая входит в состав SDG. Более того, в дальнейшем она может стать ядром, вокруг которого сосредоточатся различные силы Сирии. РПК — это другое. У них свои методы, но никогда оружие не попадет к РПК. Думаю, что и те, кто дает оружие, примут меры в этом направлении, получат разумные гарантии».
Слова Салиха Муслима совпадают с несколькими из пунктов, названных источником в Президентском дворце, который поделился с нами вышеприведенной информацией, сказав: «Трамп предложит это Эрдогану».
Если это так, то мы можем предположить, что одно или несколько американских официальных лиц убедили лидера PYD сделать эти заявления.
Обратившись к американской прессе, вы можете видеть, что у членов PYD, если это не тайный сговор, существуют серьезные опасения по поводу итогов встречи Эрдогана и Трампа.
Например, одна из лидеров PYD Синем Мухаммед (Sinem Muhammed) в интервью New York Times задается вопросом: «Когда мы выиграем эту войну (речь идет об операции в Ракке), Америка подчинится давлению турок и бросит нас, несмотря на это самопожертвование?»
«За столом — союзник, на поле боя — интриган»
Оставим слова членов PYD и вернемся к нашей главной теме. Как эти предложения, которые Трамп может сделать на встрече в Белом доме, воспримет Эрдоган?
Американцы, которые за столом переговоров весьма щедро раздают обещания, на поле боя сделали очень мало для того, чтобы показать, что они держат эти обещания.
Отношения Анкары и Вашингтона в контексте Сирии в основном развивались в форме: «Пообещать, выиграть время, отодвинуть непосредственную угрозу, а на поле боя действовать по своему усмотрению».
Это состояние недоверия должным образом обобщают слова министра сельского хозяйства Фарука Челика (Faruk Çelik): «За столом — союзник, на поле боя — интриган».
Больше всех это недоверие испытывает президент Эрдоган.
Следовательно, после встречи с Трампом, которая будет представлять собой «точку», турецкий президент сам пожелает видеть ее отдачу на поле боя.
Мы не можем представить, что такой человек, как Эрдоган, легко откажется от козыря «внезапно ночью…», когда речь идет об РПК / YPG.