Кажется, что вслед за Сирией, Россия и США вновь сойдутся в борьбе за влияние — на этот раз полем битвы станет Афганистан. Эти выводы принадлежат изданию Newsweek и появились на его страницах три недели назад. А сейчас советники Белого дома подготовили и уже положили на стол Дональду Трампу предложения по усилению американской группировки в Афганистане: предусматривается увеличение группировки на 3 тысячи человек.
По сообщению Javan, Дональд Трамп еще во время своей предвыборной кампании говорил о том, что, дескать, «положение в Афганистане более стабильно, нежели обстановка в каком-нибудь маленьком американском городке», и таким образом как бы молчаливо подвергал критике предложения по усилению американского военного присутствия где-либо за пределами страны, в частности, в Афганистане. А вот сейчас, трактуя происходящее в Афганистане, он, кажется, меняет свои оценки. Всего несколько недель назад Пентагон провел в Афганистане испытание «мощнейшей» из когда-либо существовавших «неатомных» бомб, известной под названием MOAB. По утверждению афганских источников, в ходе данного испытания было уничтожено 90 боевиков ИГ (запрещена в РФ — прим. ред.). Но при этом, думается, что США при Трампе гораздо больше озабочены ростом влияния в Афганистане соседней России, но никак не ИГ. Министр обороны США Джеймс Мэттис в начале апреля заявил, что США обеспокоены последними «шагами России» в Афганистане, в частности, ее контактами с движением «Талибан». На одной из пресс-конференций Мэттис говорил, что США стали свидетелями совместной деятельности России и талибов. Что касается поддержки, которую движение «Талибан» получает от России, то это — вещь, абсолютно не подлежащая сомнению для США. И вот сейчас, по сообщениям источников из самих США, советники Трампа положили ему на стол новый «план действий» по Афганистану. С этим планом согласны далеко не все во внешнеполитическом ведомстве США. Но однозначно его конечная цель — увеличение численности американской военной группировки в Афганистане.
Специально для Пентагона
Эта новая стратегия, которая уже получила поддержку и одобрение всего Кабинета, предназначена исключительно для Пентагона и никак не касается Белого Дома. В соответствии с ней перед Пентагоном ставится задача сформировать в Афганистане мощную военную группировку, которая будет пользоваться большей свободой в оперативном отношении для атак на позиции талибов, особенно с воздуха. Эта новая стратегия устраняет все те ограничения, которые были введены администрацией Барака Обамы и которые в известной степени лишали оперативной свободы американских военных в Афганистане. Насколько можно было ранее судить по словам и разного рода намекам самого Трампа, он был не в восторге от тех войн, которые США ведут за пределами своих границ и которые «медленно затягивают страну в болото». Вместе с тем он давал понять, что не видит ничего плохого в применении военной силы. Эндрю Уайлдер (Andrew Wilder), эксперт по проблемам Афганистана в американском Институте мира, по данному поводу говорит, что новая американская стратегия по афганской войне подразумевает следующее: «Да, США хотят на самом деле большего военного присутствия в Афганистане, но не с целью окончательной военной победы, а чтобы подтолкнуть этот конфликт к мирному разрешению».
Проект хотя и лежит на столе американского президента, уже наталкивается на сопротивление некоторых высокопоставленных чиновников его администрации. Противники этого плана говорят, что он повторяет стратегию Обамы, поскольку предназначен он исключительно для «временного пользования». Оппозиция данной стратегии внутри самого Белого Дома уже в шутку прозвала ее «войной Макмастера». Они имеют в виду Герберта Макмастера, советника Дональда Трампа по национальной безопасности. Генерал Макмастер некогда взял на себя от имени США обязательство бороться в Афганистане против антиправительственных выступлений и одновременно был одним из «архитекторов» усиления военного присутствия в стране в период Джорджа Буша-младшего. И теперь Макмастер является творцом новой стратегии в Афганистане. План предусматривает увеличение численности американской военной группировки, находящейся в Афганистане, еще на три тысячи военных. Таким образом, общая численность контингента будет доведена до 8400 военнослужащих. США будут также добиваться «пропорционального» увеличения сил и всех стран НАТО в Афганистане. Но поскольку Трамп склонен к тому, чтобы передать всю инициативу по принятию решения своим генералам, соответственно той инстанцией, за которой в данной политике будет последнее слово, является именно Пентагон. Следовательно, именно Пентагону необходимо решать, сколько сил еще нужно послать в Афганистан, в каком количестве и качестве, и в каком боевом порядке всем этим силам предстоит принять участие в боевых операциях.
В НАТО тоже обеспокоены
В минувший вторник ряд англоязычных источников сообщил, что Северо-Атлантический Альянс (НАТО) обратился к правительству Великобритании и попросил, чтобы оно также поставило на повестку дня вопрос об увеличении численности группировки НАТО в Афганистане. Все это явно указывает на то, что в НАТО под влиянием США тоже начинают беспокоиться по поводу усиления влияния России в Афганистане. Телеканал BBC по данному поводу сообщил, что несколько недель назад НАТО уже обращался к Великобритании с просьбой об отправке в Афганистан дополнительных. Телеканал по данному поводу также добавил, что, ожидается, что генсек НАТО Йенс Столтенберг в ближайшую среду проведет встречу на «Даунинг-cтрит» с главой Кабинета министров Великобритании Терезой Мэй и обсудит с ней данную проблему. В настоящее время численность группировки Великобритании в Афганистане составляет около 500 военных, сосредоточенных, главным образом, вокруг Кабула. Общая же численность сил НАТО в Афганистане достигает в данный момент 13 тысяч военнослужащих.