30 марта 1867 года Российская империя продала свои остававшиеся в Северной Америке территории Соединенным Штатам. Ровно 150 лет назад россияне решили покинуть американскую землю, и история Русской Америки закончилась. И хотя «покупка Аляски» еще в 19 веке вызвала много противоречий с обеих сторон, во время холодной войны об этом событии забыли, и всплывает оно лишь изредка, обычно в весьма любопытных обстоятельствах.
История завоевания Россией Америки
Российская колонизация на восток датируется серединой 17 века, когда Иван Грозный дал купцам Строгановым разрешение на покорение Казанского ханства, одного из многочисленных осколков Золотой Орды. Завоевания следовали на протяжении всего века, и к 1647 году россияне дошли до западных границ Тихого океана — Охотского моря. Это достижение заложило основу для первых экспедиций через океан. Некоторые имели место в течение 18 века. Наиболее известными из них командовал датский мореплаватель Витус Беринг, чьим достижениям придавалось огромное значение, ибо именно он доказал несостоятельность идеи о существовании соединяющих Азию и Америку сухопутных путей. Несмотря, однако, на масштабы миссий, постоянных поселений на американской земле в то время создано не было.
И только в конце века — а именно в 1784 году — авантюрист, торговец и мореплаватель Григорий Шелихов достиг островов Кадьяковского архипелага и основал там форпост, который позже стал отправной точкой для дальнейшей колонизации новых земель. Шелихова иногда называют «русским Колумбом». После установления в новой земле российского правления он учредил российско-американскую компанию (далее РАК), которая сыграла решающую роль в дальнейших отношениях между империей и ее колонией. Штаб-квартира РАК располагалась в родном городе Шелихова — Иркутске.
Тот факт, что родиной этой влиятельной организации стала Сибирь — не случаен. Учитывая, что крепостное право — проклятие Европейской части империи — на Дальнем Востоке и севере фактически не функционировало, оно сподвигло многих смекалистых поселенцев двигаться в восточном направлении для создания новых городов. Поступая таким образом, они создавали сословия купцов, моряков и горожан. И хотя штаб-квартиру вскоре перенесли в Санкт-Петербург, роль сибирских городов и их граждан в российской экономике и торговле осталась весьма существенной.
Русская Америка
Столицей Русской Америки (как официально называлась колония) был Новоархангельск (ныне Ситка), известный также как «Париж Тихого океана». Среди граждан были русские и коренные жители этих земель — племена алеутов и тлинкитов. Хотя отношения между этими двумя группами были в основном мирными, случались и конфликты. Несколько воинов-тлинкитов не приняли российские правила и в 1802 году захватили Новоархангельск. Они вырезали население и захватили контроль над инфраструктурой города. России удалось вернуть его лишь спустя два года с помощью алеутов. События 1804 года известны как «Битва при Ситке» и стали крупнейшим в истории Русской Америки военным конфликтом между россиянами и коренными жителями Аляски.
Русские поселения в Северной Америке со временем выросли, достигнув территорий за пределами Аляски. Они охватывали земли современных штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. Русские могли бы дойти и до Гавайев. Они торговали с местными правителями начиная с конца 18-го века, а после основания Королевства Гавайи стали поддерживать разные партии на острове. В результате им удалось построить в этом районе три форта. В 1815 году Верховный вождь Каумуалии обратился к царю Александру I с просьбой об установлении Россией протектората над Гавайскими островами и поддержке в борьбе против законного короля Камеамеа I. Александр I отклонил предложение, и Гавайи оставались независимыми.
В 1812 году русские основали в непосредственной близости от испанских колоний свое самое южное поселение — Форт Росс. Это вызвало большую озабоченность вице-королевства Новая Испания, решившего создать несколько новых поселений на севере. История российско-испанских отношений того времени стала достоянием широкой общественности благодаря рок-опере «Юнона и Авось», завоевавшей в СССР популярность в 1980-х годах. За рубежом ее продвигали как «Русскую Покахонтас». В опере рассказывается история Консепсьон Аргуэльо, 15-летней дочери колониального губернатора Верхней Калифорнии Хосе Дарио Аргуэльо и Николая Резанова, русского дворянина, посла в Японии и одного из владельцев РАК. Они влюбились друг в друга у русско-испанской границы в Калифорнии. Чтобы жениться на католичке, Резанову нужно было разрешение от царя. Он решил отправиться на родину через Аляску, но в дороге заболел и в 1807 году умер в Красноярске, так и не достигнув столицы империи. Консепсьон, узнав об этом, дала обет молчания и ушла в монастырь, где позже и скончалась. Хотя история основана на исторических событиях, взятый оперой курс был предсказуемо более мелодраматичен.
Большая сделка
Форт Росс был в конечном итоге продан США в 1841 году, так как содержать колонию становилось все сложнее. Расходы на передачу товаров и людей в самое сердце империи — европейскую часть России — и из него были выше, чем доход от продажи колониальных товаров, самым ценным из которых был мех. Очевидно, тогда никто не ожидал, что когда-нибудь на Аляске обнаружат огромные запасы золота и нефти. Вся оставшаяся часть колонии была, таким образом, продана американцам в 1867 году за 7,2 миллиона долларов.
Тем временем, Палата представителей Конгресса США проголосовала против покупки, что вызвало задержку в оплате. Некоторые члены обозлились на решение президента Эндрю Джонсона купить данную территорию. 7,2 млн долларов (сегодня около 123 миллионов) показались огромной суммой, потраченной на бесполезное пустое пространство — «садик для белых медведей», как его тогда называли. Но было много и тех, кто расхваливал сделку как еще один шаг навстречу развитию Америки.
Освоение Аляски
На этом история могла бы и закончиться, если бы не старый добрый ирредентизм со стороны российских заговорщиков. В российском политическом дискурсе существует любопытная теория, имеющая на удивление много последователей среди «истинных русских патриотов». По их словам, Аляску не продали, а сдали на 90 лет в аренду. Следовательно, вернуть ее России следовало в 1957 году.
Русский патриотический дискурс рассматривает колонизацию как мирный процесс с благой целью развития и просвещения. В противоположность, конечно, империализму других европейских империй, где колонизация была сопряжена с жестокостью, жадностью и отсутствием уважения к туземцам. Это вписывается в концепцию о том, что уникальная российская цивилизация морально превосходит гнилую западную. Одно из самых популярных произведений, выражающих это мнение, было опубликовано в 2005 году Сергеем Кремлевым под заголовком: «Русская Америка: открыть и продать!»
Вопрос о российском господстве над Аляской периодически всплывает по различным поводам. Например, в 2005 году американский журналист Стивен Перлстайн опубликовал статью под названием: «Аляске бы больше понравилось в России». Он пошутил, что «корпоративная культура» кумовства и экономические проблемы Аляски намного лучше вписались бы в российские реалии, нежели американские. И некоторые восприняли эту шутку серьезно. Александр Дугин, один из отцов-основателей Доктрины евразийской цивилизации, заявил о необходимости пересмотра сделки.
Наиболее ярые приверженцы возвращения Россией своих территорий начали поднимать вопрос об Аляске после аннексии Крыма в 2014 году. Шуток и мемов на эту тему в интернете было предостаточно. Равно как и статей и постов, касающихся петиции об отделении Аляски от США и возвращении в состав Российской Федерации. Петиция была создана на сайте Белого дома якобы гражданами крупнейшего города Аляски, Анкориджа. Последовавшие за этим обзоры в интернет-СМИ были по большей части сенсационными, а заголовки пестрели фразами типа: «Америка в панике! Аляска хочет последовать примеру Крыма и присоединиться к России». И несмотря на серьезную мобилизацию и более 42 000 собранных подписей, петицию с сайта сняли, поскольку она вовремя не набрала заявленных 100 000 голосов. «Паника» закончилась, но окончательно ли — неизвестно.
«Остров завтра»
Сегодня российско-американская граница проходит через острова Диомида. Большой Диомид принадлежит России, а Малый Диомид — США. Расстояние между ними составляет 3,8 км. Помимо территориальной границы, здесь проходит также линия перемены дат. Она находится ровно между этими двумя островами и, следовательно, разница между ними составляет 21 час. По этой причине Большой Диомид иногда называют «Островом завтра», а Малый Диомид — «Островом вчера». И поскольку пограничного перехода там нет, были случаи нарушения правил пересечения границы. Признанный российский писатель Виктор Ерофеев прибыл однажды на американский остров на самолете, а до российской стороны решил добраться на лодке. Его арестовали за незаконное проникновение и отправили обратно в США. По пути он отметил, что обитающие на русском острове туземцы были одеты в традиционную русскую зимнюю одежду, а жители американской стороны — в летнюю американскую, хотя жили в одной климатической зоне. Поэтому казалось, что властям каждого острова нужно было решить, какое у них время года, пришел к выводу Ерофеев. Вот и все, что осталось от Русской Америки.
Кацпер Дзекан — специалист по европейским проектам в Европейском центре солидарности и аспирант кафедры истории в университете имени Адама Мицкевича в Познани.