Никогда прежде танки испанской армии Leopard не участвовали в военной миссии за пределами Испании. И ни разу после расформирования «Голубой дивизии» (250-й дивизии испанских добровольцев, сражавшихся в 1941-1943 годах на стороне Германии в ходе Второй мировой войны) испанские войска не находились так близко от российской границы: на расстоянии около 200 километров.
Тактическое подразделение в составе 300 военнослужащих и 80 единиц техники, прибывшее из Бадахоса, начало развертывание под эгидой НАТО на базе в Адажи (Латвия). Задачи ясны: «обеспечивать безопасность и избегать провокаций».
«Речь идет о миссии оборонительной, направленной на сдерживание», — заявил El País генерал Франсиско Хосе Дакоба Сервиньо (Francisco José Dacoba Cerviño), командующий бригадой «Эстремадура», которая командировала в Латвию большую часть испанского контингента. «После присоединения Крыма к России [в 2014 году] прибалтийские страны и Польша попросили организовать постоянное присутствие контингента НАТО на своей территории. Согласие удовлетворить их просьбу, принятое на саммите НАТО в Варшаве в 2016 году, недвусмысленно свидетельствует о солидарности со всеми союзниками и выполнении обязательств перед ними. Нападение на одного из нас — это нападение на всех», — добавил генерал.
Испанские военные вместе с контингентом из Польши, Италии, Словении и Албании войдут в состав тактической группировки (усиленного батальона) в Латвии численностью около тысячи человек под командованием Канады. Батальоном в Эстонии будет командовать Великобритания, группировкой в Литве — Германия, а подразделением в Польше — США. В общей сложности будет развернуто около четырех тысяч военнослужащих из 16 стран.
«Наша задача — сплотить подразделения из разных стран, чтобы они представляли собой единую силу. В сентябре состоятся первые учения батальона, в октябре, возможно, вторые, уже с участием латвийских военных, чтобы проверить окончательный боевой потенциал», — заявил Франсиско Дакоба.
Хотя испанский контингент и менее многочисленный, чем канадский, насчитывающий 450 военнослужащих, по словам генерала Дакобы, он самый значительный «по возможностям и мощи» из всех, размещенных в Латвии под эгидой НАТО. Шесть испанских танков Leopard (включая один в запасе и один, находящийся на ремонте) и 14 боевых машин пехоты Pizarro (включая две, находящихся на ремонте) превосходят по своим характеристикам польские танки PT-91, являющиеся модификацией советского танка T-72, и гусеничные бронетранспортеры Канады и Италии Piranha и Freccia.
Один испанский майор станет заместителем канадского командира батальона, другой возьмет на себя руководство военными учениями, а капитан испанской армии возглавит группу саперов.
Испания также привезет 12 бронетранспортеров, оружие огневой поддержки (минометы и противотанковые ракетные комплексы Spike) и беспилотные летательные аппараты.
Испания возьмет на себя командование своими войсками в Латвии и предоставит возможность главнокомандующему объединёнными силами НАТО в Европе (Saceur) лишь контролировать процесс учений. «В случае возникновений критической ситуации, в зависимости от ее характера, все страны вновь должны будут передать полномочия НАТО, уточнив условия», — указал Франсиско Дакоба.
Генерал Дакоба не думает, что Россия может напасть на Латвию, но говорит, что если это произойдет, то развернутые там войска должны отразить первый удар и оказывать сопротивление, пока не получат подкрепление со стороны оперативной группы повышенной готовности НАТО (VJTF). В 2018 году этой группой, превратившейся из легковооруженной в бронетанковую, будет командовать Италия. «Сдерживание должно быть реальным, если мы хотим, чтобы оно работало. В противном случае, в этом не будет никакого смысла», — говорит генерал.
Если есть надежда, что худший сценарий не реализуется, реальной угрозой является холод (до —30ºC). Направляющихся в Латвию солдат снабдят теплой одеждой, а военную технику — специальным топливом и жидкостями. Логистика представляет собой наибольшую проблему. Каждый третий испанский военнослужащий — специалист по логистике. Ведь у контингента каждой страны свое вооружение и военная техника. Батальоны НАТО становятся свидетелями хаоса в рядах Вооруженных сил европейских стран. «Случаи взаимопомощи редки. Если бы только существовало настоящее европейское оборонное агентство, и у нас были бы стандартизированные модели!» — вздыхает Франсиско Дакоба.