«Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) взяло на себя ответственность за теракт на стадионе в Манчестере в понедельник вечером. Исследователь проблем террора Магнус Рансторп (Magnus Ranstorp) не верит, что ИГИЛ может исчезнуть при его жизни.
«Одному из солдат халифата удалось разместить бомбу при скоплении крестоносцев в городе Манчестер», — говорится в заявлении террористической группировки ИГИЛ.
Пока британские власти не подтверждают, что террорист-смертник связан с ИГИЛ. Также пока еще неясно, действовал ли преступник один или же он являлся членом террористической организации. Якобы полиции он был известен ранее, но представители полиции не уточняли, что имеется в виду.
В последние годы в Европе произошел целый ряд терактов, причем ИГИЛ либо стало источником вдохновения для совершивших их лиц, либо преступники были непосредственно связаны с ИГИЛ.
«Эффект ИГИЛ»
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Вооруженных сил Норвегии (FFI) Петтер Нессер (Petter Nesser) и его коллеги проанализировали теракты в Европе с 1994 года и до сегодняшнего дня. Нессер считает, что мы имеем дело с явным «эффектом ИГИЛ».
После 2013 года большинство совершенных или предотвращенных терактов были связаны с ИГИЛ, а не с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.). Одновременно с этим количество террористических атак сильно возросло.
«В последний период, с 2014 по 2016 год, произошел очевидный поворот в сторону большего количества терактов с использованием более простых средств», — говорит Нессер в беседе с Aftenposten.
Вероятно, ИГИЛ потеряет привлекательность
Исследователь проблем террора и старший преподаватель университета в Орхусе Карстен Багге Лаустсен (Carsten Bagge Laustsen) полагает, что со временем ИГИЛ потеряет привлекательность в глазах своих новобранцев.
«Я думаю, что по мере того как ИГИЛ теряет территории как в Сирии, так и в Ираке, желающих к ней присоединиться будет все меньше», — говорит политолог в беседе с Aftenposten.
«В следующие пять-десять лет теракты продолжатся. Они будут уходить с завоеванных территорий, но так поступала и „Аль-Каида". Вероятно, возникнут новые группировки, как было и с самой ИГИЛ», — предсказывает он.
«ИГИЛ не исчезнет само по себе»
Исследователь Магнус Рансторп (Magnus Ranstorp) из Института вооруженных сил в Стокгольме более 30 лет занимается изучением проблем терроризма. По его мнению, ИГИЛ — не то пламя, которое выгорит и потухнет само по себе.
«Это ошибочно — приводить аргументы в пользу того, что ИГИЛ выгорит само по себе», — говорит Рансторп.
«Моему поколению не удастся увидеть конец ИГИЛ. Все, кто утверждает иное, далеки от действительности», — продолжает он.
Резкое увеличение числа терактов
Всего за последние 23 года произошло 135 запланированных или осуществленных джихадистами терактов.
Только с 2014 по 2016 год было 42 теракта, что намного больше, чем в предыдущие периоды.
«Более 50% терактов совершили террористы-одиночки, а их остановить сложнее. И это задача спецслужб — лучше отслеживать такие случаи», — говорит Нассер.
В 38 из 42 случаев в 2014-2016 годы теракты так или иначе были связаны с ИГИЛ.
«Такие теракты, как в Швеции, а недавно и в Великобритании, показывают, что это — международная проблема. Следует признать наличие связи между террористической сетью и событиями в разных странах Европы, и дальше между зонами конфликтов в Сирии и Ираке», — считает Нассер.
«Нельзя сравнивать с RAF»
По словам Рансторпа, не годится сравнивать ИГИЛ с террористическими группами прошлого, такими, например, как «Фракция Красной Армии» (RAF), левоэкстремистская террористическая группировка, которая терроризировала Западную Германию в 1970-е и 1980-е годы.
«Они могли закладывать бомбы в Германии, но продолжительного эффекта это не имело, в то время как небольшой теракт, осуществленный ИГИЛ, может иметь значительный эффект, — говорит Рансторп. — У ИГИЛ налицо признаки чего-то большего, оно само по себе не исчезнет. Помимо того, что в этой организации тысячи человек, ее статус привлекает многих».
Считает, что Норвегия — пример для подражания
Чтобы проиллюстрировать самую важную меру в борьбе против террора, Рансторп приводит в пример Норвегию, удостаивающуюся его похвалы.
«Когда силы зла нанесли удар руками варвара Брейвика, общество встало плечом к плечу. Правильно повело себя и политическое руководство, и общество в целом, которое проявило заботу о жертвах и сплоченность».
По мнению Рансторпа, ИГИЛ стремится к чему-то совершенно противоположному, а именно — к поляризации.
Эксперт цитирует британскую полицию и дает следующий совет в борьбе с террором: «Будьте бдительны, но не паникуйте».