Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские спецслужбы совершили налет на знаменитый театр

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
25/05/2017

В то время как в Варшаве националисты готовятся начать в пятницу блокаду театра имени Зыгмунта Хюбнера (Zygmunt Hübner), а коллектив Старого театра в Кракове ждет, как приговора, назначения нового директора, кандидатура которого не устраивает актеров, в Москве власти взяли на прицел «Гоголь-центр».


Это один из важнейших театральных центров российской столицы. Во вторник в театр пришли следователи, которых сопровождали сотрудники ФСБ и бойцы ОМОНа в масках. Они, прервав репетицию, собрали актеров и работников театра в одном зале, перекрыли вход в здание и начали обыск.


Одновременно обыск прошел в квартире художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Во второй половине дня знаменитого режиссера театра и кино доставили в прокуратуру, где в течение восьми часов допрашивали в качестве свидетеля. Представители силовых структур появились также в квартирах бывшей сотрудницы министерства культуры и генерального директора независимой театральной группы «Седьмая студия», которой руководил Серебренников.


«Гоголь-центр» на мушке


Официальной причиной акции называется расследование якобы имевшего место хищения дотаций министерства культуры, выделенных на междисциплинарный проект «Платформа», художественным руководителем которого выступал Серебреников. «Платформа» — это независимая сцена, которая объединяла театр, танец, музыку и пластические искусства. С 2011 года она работала в Центре современного искусства «Винзавод» — постиндустриальном комплексе, расположенном неподалеку от Курского вокзала.


Средства, к которым прибегла власть, несоразмерны тяжести инкриминируемого преступления. В ордере на обыск говорится о хищении примерно 1,2 миллиона рублей. В 2014 году «Седьмая студия», занимавшаяся проектом «Платформа», якобы подписала фиктивные договоры на такую сумму с подрядчиками. Это всего 1,5% от годовой дотации в размере 66 миллионов рублей, которую получала тогда студия. Кроме того, «Гоголь-центр» не имеет ничего общего с «Платформой».


Российские театральные круги сочли акцию следственных органов попыткой запугать артистов и помешать развитию нового театра. На собравшейся у его здания демонстрации звезда российского театра и кино Чулпан Хаматова зачитала обращение в поддержку «Гоголь-центра» и Серебренникова.


Призыв отнестись к театру и режиссеру по закону подписали ведущие российские театральные деятели от Олега Табакова до Константина Богомолова. Выдающийся актер и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, поддерживающий тесные контакты с кремлевской администрацией, передал Владимиру Путину письмо на эту тему во время церемонии вручения государственных наград, которая проходила в Кремле.


Ударить доносом по театру


Почему художественная общественность проявила такую необычную солидарность? Серебренников и «Гоголь-центр» стали в российской культуре последних лет символом перемен. Когда в 2002 году режиссер пришел в переживавший кризис Театр имени Гоголя и превратил его в живой художественный центр, власти начали получать сотни доносов по поводу его деятельности.


На месте недоступного для простых смертных театра «звезд» Серебренников создал демократичный художественный центр, который предлагал зрителям новый театр, кино, музыку и пластические искусства. Там под одной крышей работали прежний актерский коллектив, группа студентов Серебренникова и ансамбль современного танца, функционировала медиатека и множество других инициатив. Театр добился огромных успехов: в 2016 году он представил спектакль Серебренникова «Мертвые души» на фестивале в Авиньоне.


Художественные деятели, которых объединил вокруг себя театр, уже давно вызывали ярость консерваторов. Те говорили, что спектакли попирают традиционные российские ценности, оскорбляют религиозные чувства, а со сцены звучит ненормативная лексика. Скандал разразился после премьеры спектакля «Мученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга (Marius von Mayenburg), которая рассказывает о юном христианине-фундаменталисте, терроризирующем учеников и учителей, один за другим претворяя в жизнь тезисы из Библии. Недовольство правых сил вызвало то, что ведущий уроки религии священник представлен в постановке отрицательным персонажем, а по телевизору в классе демонстрируются выступления Путина.


До тех пор, пока московским департаментом культуры руководил Сергей Капков, поддерживавший новые направления в искусстве и реформу постсоветских учреждений культуры, у «Гоголь-центра» была, как это называют россияне, «крыша». Но в последние годы ситуация изменилась: уход Капкова, кадровые перестановки в органах местной власти и Кремле лишили театр защиты. «Гоголь-центр», ориентирующийся на западные центры искусств, стал неудобен власти, в особенности министру культуры Владимиру Мединскому — высокопоставленному члену партии «Единая Россия», который продвигает национал-религиозно-патриотическую идеологию.


Следующей жертвой можешь стать ты


«Гоголь-центр» — это не первый театр, которым заинтересовалась власть. Раньше похожим образом она старалась запугать независимый Театр.doc, сделавший себе имя на документальных постановках с критикой диктаторской политики руководства страны. После акции ФСБ, связанной, как говорилось с нарушениями в хозяйственной деятельности театра, коллектив лишился зала в центре Москвы.


Из следующего здания труппу после негласного вмешательства властей выгнал его владелец. Сейчас театр работает уже по третьему адресу, однако его будущее в этом месте остается туманным. Разделит ли «Гоголь-центр» судьбу Театра.doc? Пока основным эффектом действий властей стала консолидация театральной среды, которая выступила в защиту свободы творчества. Деятели культуры, как это происходит в истории с Польским театром во Вроцлаве или Национальным Старым театром в Кракове, солидаризируются с Серебренниковым и «Гоголь-центром», понимая, что в следующий раз придти могут уже за ними.


Польша — это пока не Россия, поскольку культурная жизнь в нашей стране по большей части находится за рамками государственного контроля. Однако развертывавшиеся у «Гоголь-центра» сцены наводят на мысль о том, что, возможно, такой сценарий ожидает и польскую независимую культуру.