На своей первой встрече с НАТО в четверг президент США сразу взялся за дело.
Он превратил генерального секретаря Йенса Столтенберга в сборщика податей по отношению к тем странам-членам альянса, которые не платят 2% своего ВВП в НАТО. Попытался подключить НАТО к войне с терроризмом. Уклонился от дачи заверений в том, что США верны статье 5, так называемой мушкетерской статье о том, что «один за всех, все за одного», и отодвинул Душко Марковича, премьер-министра нового члена альянса — Черногории — в сторону, чтобы ясно дать понять, кто тут главный.
То, как жестко обошлись с Марковичем, в столице Черногории Подгорице, бывшем Титограде, не осталось незамеченным. Вопрос о членстве в НАТО является яблоком раздора в бывшей югославской республике, которая порвала с Сербией в 2006 году и которая находится в парализующем ее политическом кризисе — так же, как и еще одна бывшая югославская республика, Македония.
ПОЛЕ НАПРЯЖЕНИЯ — БАЛКАНЫ
Членство в НАТО и разная степень приближенности к ЕС делает Балканы зоной конфликтов интересов с Россией. Страна имеет общие славянские связи с Сербией, которая стремится к членству в ЕС, членом НАТО Болгарией и новым членом НАТО Черногорией.
«Новая реальность на Балканах заключается в том, что европейцы больше не могут полагаться на США, чтобы обеспечить мир и стабильность в регионе», написал в Financial Times 16 марта Иван Крастев, руководитель болгарского Центра либеральных стратегий в Софии. «Подобное отсутствие интереса со стороны Вашингтона объясняет, почему именно на Балканах — в большей степени, чем в прибалтийских странах, — Москва будет испытывать искушение подчеркнуть уязвимость НАТО».
Помимо этого в поле напряжения на Балканах он включает и члена НАТО Турцию, которая сейчас входит в несвященный союз с Россией в Сирии. Это ведет к борьбе интересов, в которой «ЕС должен быть готов к тому, чтобы сделать Балканы своим геополитическим приоритетом и сформировать там политический конфликт, как борьбу за или против Европы», — считает Крастев.
ОБВИНЕНИЯ ПРОТИВ КРЕМЛЯ В ПОПЫТКЕ ПУТЧА
Черногория занимает важное стратегическое положение на берегу Адриатического моря и может с легкостью получить доступ в Средиземное море. Страна, которая меньше губернии Бускеруд (одна из 19 губерний Норвегии, — прим. ред.), располагается как горный буфер между сферами разных интересов, имеющий глубокие исторические корни на Балканах, где Югославия в 20 веке существовала только в скобках. Черногория, через которую пролегает много маршрутов контрабандистов, после 2006 года стала интересовать многих российских инвесторов и туристов, здесь налицо как российские интересы, так и российское влияние. На побережье обосновалось много русских.
В октябре всему этому внезапно пришел конец, когда власти страны обвинили Кремль в том, что он стоит за пророссийской и антинатовской группой, которая, якобы, попыталась совершить антиправительственный переворот и ликвидировать премьер-министра Мило Джукановича. Черногория стала «испытательным полигоном для геополитической конфронтации», по мнению Милана Кнежевича, одного из депутатов парламента, якобы стоявших за так называемой «террористической группой». В апреле пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова предупредила о «всплеске антироссийской истерии» в Черногории. Тогда цифры говорили о том, что российский туризм практически стал сходить на нет: поток российских туристов в марте составил 7,3% от всех туристов по сравнению с примерно 30% в марте 2014 года и 19,2% в марте прошлого года.
Сегодня все оппозиционные партии бойкотируют парламент, политические обозреватели опасаются, что членство в НАТО углубит политический кризис, став дестабилизирующим эффектом «внутри страны, поскольку в обществе к этому вопросу отношение крайне неоднозначное», как заявил Джеймс Сойер (James Sawyer) из Eurasia Group в беседе с Reuters.
ГАЗОПРОВОДЫ
18 ноября Маркович пришел на смену главе правительства Джукановичу, оба они представляют Демократическую социалистическую партию, и взял на себя «натовский проект», поскольку «наше стратегическое положение очень важно, особенно Адриатическое море», сказал Маркович, по словам Reuters.
Это стало первым расширением НАТО после того, как Хорватия в старой зоне германо-австрийских интересов Маленькая Центральная Европа и Албания стали членами альянса в 2009 году. Другие страны тоже хотят вступить в НАТО, но не Сербия, которая остается нейтральной.
Политический конфликт в Македонии, в частности, связан и с политической заинтересованностью сверхдержав, стремящихся поставлять через Балканы газ на рынок ЕС. Газопровод через Македонию на карте можно видеть в нескольких вариантах: либо из России через Черное море и через Болгарию или из Турции.
Сейчас к тому же и Израиль проявил интерес к сооружению газопровода через Кипр и Грецию, чтобы экспортировать газ с месторождения Левиафан в восточной части Средиземного моря, где Израиль и Ливан конфликтуют из-за морской границы.
Учитывая «вступление» НАТО и растущий скепсис в отношении проекта ЕС в Западных Балканах, российские и многочисленные китайские экономические интересы, регион скоро может вновь стать зоной конфликтов.