Большая часть природного газа, который потребляется в Чешской Республике, поступает из России. Обычно никто не беспокоится о том, что поставки этого энергоносителя могут прекратиться, однако лучше знать, как и почему газ поступает в Чехию. Об этом, а также о российской нефти рассказал на факультете социальных наук Университета им. Масарика Джеймс Хендерсон из Оксфордского института энергетических исследований.
Хендерсон приехал по приглашению Кафедры международных отношений и европейских исследований и ее специалистов по энергетической безопасности. Лучшего лектора выбрать было бы невозможно. Британский специалист анализирует российский нефтяной и газовый бизнес в течение последних двадцати лет. И нефть, и газ критически важны для восточного гиганта. Но по разным причинам. «Нефть приносит русским деньги и является самым главным источником их доходов. Газ, в свою очередь, важен как источник геополитического влияния, хотя и не приносит такого же большого дохода», — рассказал Хендерсон.
По его словам, торговля нефтью носит менее выраженный политический характер, потому что существует много нефтяных месторождений. Рынок нефти изменчив, либерализован и глобален, поэтому на него не так просто повлиять. «Россия настолько зависит от доходов от нефти, что не может себе позволить использовать этот энергоноситель как средство для продвижения своих интересов».
Несмотря на то, что нефть и газ — предмет торговли, как и любой другой товар, в этой торговле есть свои правила. В особенности если говорить о российских компаниях. Торговля нефтью и газом — это бизнес, тем не менее, для государства они настолько важны, что оно позволяет себе вмешиваться.
В России нефтью торгуют восемь крупных компаний: частные, подконтрольные государству или полностью ему принадлежащие. «Все тесно связаны с Кремлем — даже Лукойл, который является полностью частной компанией, не может проигнорировать те или иные пожелания Кремля. Если компании хотят получать лицензии и вообще работать без проблем в будущем, они должны учитывать официальную политику», — рассказал Хендерсон о специфике этого бизнеса.
Еще больше с политикой связана торговля газом, в которой главенствует гигант Газпром. В его руках 17% мировых запасов природного газа, и в России Газпром — это нечто вроде министерства газа. Компания занимает привилегированное положение и единственная из всех имеет право на экспорт.
Другие компании продают газ только отечественным потребителям. «Газпром функционирует как коммерческая компания, его сотрудники решают вопросы конкуренции и ценообразования. Но при этом Газпром мыслит как политическая организация, а все крупные стратегические решения принимает президент Путин», — отметил британский эксперт.
Чешским потребителям газа неизвестны названия первоначальных поставщиков газа, поскольку чешские домохозяйства газом обеспечивают местные посредники. Российского же гиганта можно заметить — кого-то это может даже удивить — на европейских футбольных стадионах. Фирма является официальным партнером самого престижного европейского футбольного турнира «Лига чемпионов». Кроме того, Газпром выступает спонсором клуба в отдельных футбольных лигах, например, «Шальке 04» из города Гельзенкирхен.
Так что российские (почти) государственные деньги буквально влияют на самый популярный европейский спорт. Должно ли это беспокоить Европу? Значит ли это что-то? По словам Хендерсона, это вызывает беспокойство, пусть и небольшое. «Газпром точно не продаст больше газа только потому, что спонсирует европейский футбол. Весьма вероятно, эта деятельность связана с тем, что представители топ-менеджмента просто любят футбол. Но, кроме того, я вижу здесь попытку преподнести себя как независимую компанию без связи с Кремлем, а возможно и доказать, что Россия — не большой злой медведь, которого нужно бояться».
Газпром на защите безопасности россиян
Еще более публично положение компании внутри России. Многое о нем можно понять, вспомнив осенний репортаж одного телеканала, который транслировал телефонный разговор Путина с главой Газпрома. Целью было заверить население, что наступающей зимой газ, а значит, и тепло в российских домах будет. Защита безопасности простых россиян — вот важная часть имиджа фирмы на отечественном рынке.
«Подобные жесты напоминают советскую эпоху, но удивляться тут нечему. В фирме по-прежнему есть те, кто работал там еще во времена распада Советского Союза, и некоторые вещи нисколько не поменялись. А задача у Газпрома все та же: он должен обеспечить газом 50% населения, прежде всего, тех, кто живет на периферии», — говорит Хендерсон, объясняя, почему подобные телефонные разговоры имеют смысл и производят на людей впечатление.
Связь с прошлой эпохой проявляется и в другом. Компания «Газпром» является символом коррупции, неэффективности и неспособности принимать серьезные стратегические решения, которые продвинули бы компанию вперед. Но никто не оказывает на Газпром давления, чтобы подобные решения принимались, потому что это могло бы поставить под угрозу ту ситуацию, которая Россию пока устраивает. Никто не хочет, чтобы нарушилось то чувство безопасности, которое всем дает Газпром. И никто не хочет рисковать и остаться мерзнуть у себя дома лютой русской зимой.
Россия занимает второе место после Ирана по запасам газа и является крупнейшим экспортером этого энергоносителя. Доходы от нефти и газа в современном российском бюджете составляют 36%. Так что их важность для настоящего и будущего страны очевидна.
Однако, по словам Джеймса Хендерсона, Россия рассчитывает, что спрос на эти энергоносители в ближайшие годы сохранится на нынешнем уровне. В России никто не хочет слышать о том, что, как пишет в своем прогнозе Международное энергетическое агентство (МЭА), потребление нефти и угля будет сокращаться, а потребление газа останется на прежнем уровне, и что, наоборот, возрастет спрос на возобновляемые источники энергии.
«Распространено мнение, что такие вещи, как планетарные климатические изменения, не столь важны, как о них говорят в остальной Европе. И тем сильнее может быть шок в случае, если люди начнут мыслить иначе и выберут другие источники энергии», — предостерег британец.
Но пока российская дискуссия об энергетике развивается в другом направлении. Россия укрепляет торговые отношения и экспорт с Китаем, а также размышляет, как максимально дешево добраться до недоступных прежде месторождений в Сибири и на больших морских глубинах.