Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Аврору», символ большевистской революции, вернул к жизни кудесник из Моравского Краса

© РИА Новости / Перейти в фотобанкКрейсер "Аврора"
Крейсер Аврора
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Крейсер «Аврора» был спущен на воду ровно 117 лет назад. В истории это судно заявило о себе вечером 7 ноября 1917 года в 9.45, когда своими выстрелами положило начало большевистскому путчу, известному как Великая Октябрьская социалистическая революция. Но не будь прославленной фирмы Эриха Роучки из города Бланско, возможно, история пошла бы по другому пути.

«Аврора» означает заря. Крейсер «Аврора», который в большевистской символике по значимости сопоставим с Лениным и серпом и молотом, был спущен на воду ровно 117 лет назад. В истории трехтрубное судно заявило о себе вечером седьмого ноября 1917 года в 9.45, когда своими выстрелами положило начало большевистскому путчу, известному как Великая Октябрьская революция. Но не будь прославленной фирмы Эриха Роучки из города Бланско, возможно, история пошла бы по другому пути.


Это произошло в 1911 году в Моравском Красе. Там, на окраине города Бланско, техник Эрих Роучка создал фирму, которая еще перед Первой мировой войной стала одной из лучших в своей сфере — в производстве электрических измерительных приборов и будильников.


Вскоре воспользоваться услугами компании, которая заимствовала свои ноу-хау в США у прославленного Томаса Эдисона, наперебой уже спешили крупные заказчики, в том числе российский флот. Ему была необходима модернизация, ведь репутация российского флота очень пострадала во время Русско-японской войны (февраль 1904 — сентябрь 1905 года). Русским досталось от японцев, которых прежде недооценивали, в важнейшем сражении у Цусимы. Тот позор пережил, понеся большие потери, и участвовавший в бою крейсер «Аврора», который спустили на воду 24 мая 1900 года. С большим трудом корабль сумел добраться до безопасного порта в филиппинской Маниле.


Прежде чем неповоротливые российский флот составил план модернизации, наступило лето 1914 года, и началась мировая война. «Авроре», которая все это время ходила в безопасные заморские плавания и даже приняла участие в коронации тайского короля Рамы Шестого, пришлось делать наспех новую обшивку, оснащать артиллерией и надежными измерительными приборами, но, главное, ее пришлось электрифицировать. Русские поддерживали связь с компанией Эриха Роучки, и уже планировалось подписание контракта. Однако шестого августа Австро-Венгрия объявила Российской империи войну. Тем не менее поставка из Моравского Краса была реализована. В чешском духе ее осуществили через посредника, которым стали нейтральные на тот момент США.


К концу первого года войны «Аврора» превратилась в конкурентоспособный боевой корабль, который, в том числе благодаря оборудованию из Чехии, успешно действовал в Балтийском море. Именно там, в области мелких шельфов и в стесненных условиях для маневра, пригодились замечательные измерители давления, глубины, скорости и курса. «Аврора» пользовалась репутацией счастливого и бессмертного корабля. Моряки говорили, что те, кто служит на «Авроре», точно выживут.


Но кто не выжил в войне, так это царский режим. В феврале 1917 года Николай Второй отрекся в пользу демократических правительств Георгия Львова, а затем Александра Керенского.


Но, как хорошо известно, в апреле 1917 года из швейцарской эмиграции в пломбированном вагоне выехал Владимир Ильич Ленин. Достаточно было двух месяцев, чтобы в Петрограде произошло одно из важнейших событий 20 века: седьмого ноября 1917 года там случилась так называемая Великая Октябрьская революция.


Разве важно, что она заключалась во «взятии» кучкой нищих Зимнего дворца, который был полупустым, и его «защищали» только отряд из 200 женщин и еще несколько мужчин-офицеров? Мистификатор Ленин решил эту проблему и приукрасил столкновение, которого в Петрограде даже не заметили, историей о массированном ударе революционеров. Ленин вообще был известный режиссер. Именно он решил, что операцию начнет выстрел с одного из кораблей, стоявших на якоре в Петрограде. Выбор пал на «Аврору» — судно с репутацией счастливого корабля и символ успеха.


Впоследствии название «Аврора», то есть заря, еще сыграет свою роль в большевистской мифологии. Кстати, те, кто постарше, еще помнят, как в школе на седьмое ноября ученикам приходилось рисовать, вырезать и вытачивать силуэт корабля с тремя трубами, который на плаву поддержали золотые чешские руки Эриха Роучки.


Эрих Роучка (1888 — 1986) — изобретатель без университетского образования


За свою жизнь Эрих Роучка запатентовал более 850 изобретений. Он также занимался медицинскими программами, направленными на борьбу с болезнями цивилизации.


Еще будучи гимназистом он начал конструировать разные приборы, а после окончания учебы в 1908 году начал работать сразу в нескольких компаниях. Высшее техническое учебное заведение он так и не окончил.


В 1911 году Эрих Роучка начал производить в Бланско, где его брат Яромир работал строителем, электрические измерительные приборы, о которых всегда мечтал. Он начал с штучной работы, создавая прототипы электрических измерительных приборов, вместе с семью сотрудниками своей компании. Роучка стал первым производителем электрических измерительных приборов в Центральной и Восточной Европе. Первые заказы ему удалось получить в Праге и Вене.


В 1911 году, взяв заем, Роучка построил небольшой завод, и добился больших успехов в сфере электрической измерительной техники. Во время Первой мировой войны завод расширялся благодаря заказам для австро-венгерской армии.

 

Также Роучка был первым европейским конструктором автоматизированных систем управления для паровых котлов высокого давления. Он создал новый тип автоматизированных встроенных котлов для центрального отопления крупных объектов бурым углем. Роучка также разработал методы эффективной переработки отходов для получения стали высокого качества.


В 1929 году Роучка создал новый завод по производству котлов и стали в Слатин-у-Брно. Из-за запрета на строительство новых цехов завод в Бланско был продан в 1934 году, и производство было перенесено в Брно. Во время Второй мировой войны Роучка был вынужден производить на своих заводах литье для немецкой армии, а в конце войны завод был разрушен бомбардировками. В 1948 году завод Роучки был национализирован.


После того как Роучка потерял завод, он ушел из предпринимательства. В 1952 году он работал в Исследовательском энергетическом институте в Брно, где, однако, его проекты так и не были реализованы. В 1959 году он решил эмигрировать в Западный Берлин и на протяжении нескольких лет работал в фирме AEG в городе Хайлигенхаус. Роучка умер 16 марта 1986 года в Эзельсдорфе под Нюнбергом. С 1994 года компания Metra Blansko, a.s. присуждает нескольким работникам Премию имени Эриха Роучки за успехи в труде.


За свою жизнь Эрих Роучка запатентовал более 850 изобретений. Он также занимался медицинскими программами, направленными на борьбу с болезнями цивилизации, выделяя на них большие средства. Роучка интересовался результатами здорового образа жизни, изучал некоторые болезни, такие как рак и туберкулез, и даже открыл частную лабораторию. Там он проводил эксперименты на белых крысах и излагал свои выводы в специализированных статьях.