Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

FACTBOX-Обещания руководства РФ на форуме в Петербурге

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкТрансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2017
Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин впервые выступил на Петербургском международном экономическом форуме в 2005 г. С тех пор ПМЭФ стал главным экономическим форумом России — именно на нем, как неоднократно говорили официальные лица, обсуждаются главные проблемы страны, а к участию приглашаются международные эксперты, инвесторы и официальные делегации других государств. Reuters приводит высказывания Путина и Медведева на ПМЭФ разных лет.

МОСКВА — Президент РФ Владимир Путин считает, что переход России к цифровой экономике с опорой на частные инвестиции позволит ей к 2020 году выйти на опережающие мировые показатели темпы роста.


«Экономика вступает в новую фазу роста, формируется основа для её будущего развития. Нужно поддержать, ускорить все эти позитивные тенденции, чтобы уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на опережающие темпы экономического роста, выше мировых», — сказал Путин на пленарном заседании Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.


Путин впервые выступил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2005 году. С тех пор ПМЭФ стал главным экономическим форумом России — именно на нем, как неоднократно говорили официальные лица, обсуждаются главные проблемы страны, а к участию приглашаются международные эксперты, инвесторы и официальные делегации других государств.


Ниже следуют высказывания Путина и Дмитрия Медведева, занимавшего пост президента в 2008-2012 годах, на Международном экономическом форуме в Петербурге.


ИНВЕСТКЛИМАТ


2006 (Путин)


Необходимые с точки зрения обеспечения национальных интересов ограничения для инвесторов должны быть максимально прозрачными. Важно, чтобы под видом защиты национальной безопасности не создавались необоснованные преграды для работы иностранных инвесторов.


2007 (Путин)


Оказывается, уже не всегда иностранные инвестиции рассматриваются как благо, порой для иностранного участия практически закрываются такие секторы, как инфраструктура, телекоммуникации, энергетика. Россия, напротив, намерена строить максимально благоприятный режим для иностранных инвесторов.


2009 (Медведев)


Активный, работающий в конкурентных условиях предпринимательский класс, который составляет в развитых странах основу экономического успеха, — вот что нам сегодня критически необходимо. Именно такой успех модернизации мы хотели бы видеть на практике через несколько лет.


2010 (Медведев)


России нужен настоящий инвестиционный бум. Создание комфортных условий для инвесторов, по сути, является нашей важнейшей задачей. Но сегодня мы ставим эту задачу в центр наших действий.


2012 (Путин)


Ключевым вопросом государственной политики мы считаем создание не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата. И к концу текущего десятилетия Россия должна войти в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой.


Нам необходимо нарастить объем инвестиций к 2018 году до 27 процентов ВВП. Считаю, что это абсолютно реалистичная цель, задача, имея в виду, что сегодня у нас 20 процентов.


2013 (Путин)


Наш ключевой приоритет — это улучшение делового климата. На эту задачу должны работать все: от мэра маленького городка до федерального министра, от рядового участкового до руководителя правоохранительного органа.


Мы не делим тех, кто создает в России производство и рабочие места, на отечественных и иностранных предпринимателей, на своих и чужих. Нам важен тот, кто делает дело, и мы стремимся создать для таких людей не просто хорошие, а наилучшие условия для работы.


2014 (Путин)


Инвестор не должен ждать, максимально благоприятные условия для работы нужны ему сегодня, а не когда-нибудь в будущем.


Улучшение делового климата прямо зависит от регионов и муниципалитетов — именно сюда приходят инвесторы со своими конкретными проектами.


2015 (Путин)


Наша позиция заключается в том, чтобы создать максимально свободные, предсказуемые, благоприятные условия и возможности для инвесторов — для того, чтобы вкладывать в Россию было выгодно. Считаю целесообразным создать в каждом регионе специальные штабы — проектные офисы — которые станут своего рода администрациями развития, обеспечат внедрение лучших механизмов создания благоприятного инвестиционного климата.


2016 (Путин)


Мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата. Будем решать системные проблемы, которых еще достаточно. Нужно кардинально снизить возможности для незаконного уголовного преследования. Представители силовых структур должны нести персональную ответственность за неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть и уголовной.


2017 (Путин)


Важнейшее, принципиальное значение для предпринимателей, для всех граждан имеет эффективная защита их прав, их бизнеса, их собственности. В этой связи хотел бы сказать, что уже согласован пакет предложений по совершенствованию судебной системы. Он обсуждался и прорабатывался с экспертами, с руководством Верховного Суда РФ…


Чтобы обеспечить опережающие темпы роста экономики, нам нужно значительно увеличить вложения в транспорт, энергетику, связь, другую инфраструктуру. Источником дополнительных инвестиций должен стать именно частный капитал. Однако и здесь сдерживающим фактором пока остаётся высокий уровень рисков.


Поэтому важно установить понятные, стабильные правила, защищающие интересы инвесторов.


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ


2006 (Путин)


В российской экономике не разрешены еще очень многие системные проблемы. Имею в виду еще относительно высокую инфляцию, монополизацию ряда секторов экономики, бюрократические препоны и, к сожалению, коррупцию. Однако уверен: устойчивый рост экономики и наши настойчивые действия по решению стоящих перед нами проблем позволят России занять достойное место в международном разделении труда.


2008 (Медведев)


Приоритеты заложены и в так называемой концепции четырех «И», которую мы уже начали реализовывать для достижения долгосрочных целей развития, а именно формирования комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире. Эти четыре «И» хорошо известны: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации.


2009 (Медведев)


Наша задача на сегодняшний день — это формирование интеллектуальной, если хотите, умной экономики и соответствующего общества в целом. Это подразумевает и значительно более высокое качество жизни, и преобладание в обществе среднего класса, способность быстро меняться и быстро реагировать на меняющийся мир.


2010 (Медведев)


Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты, в поисках лучших возможностей для успеха и самореализации, которые Россия сможет дать всем, кто готов принять этот вызов и полюбить Россию как свой новый или как свой второй дом. Таковы цели нашей модернизации.


2011 (Медведев)


Наши основные действия будут сосредоточены на следующих задачах: на кардинальном улучшении инвестиционного и предпринимательского климата с целью создания высокопроизводительных рабочих мест во всех регионах страны; на качественном прогрессе в борьбе с коррупцией; создании современной полиции и других правоохранительных структур; на повышении эффективности судебной системы; наконец, на модернизации самого государственного управления, внедрении в него современных проектных подходов и на децентрализации полномочий.


Коррупция, закрытость для инвестиций, избыточная роль государства в экономике и сверхцентрализация — это те «налоги на будущее», которые мы должны отменить, и мы их отменим.


2012 (Путин)


Наши цели: это закрепление имеющихся у России естественных конкурентных преимуществ, развитие новых возможностей в глобальной экономике, это стабильное развитие страны, это эффективное государство на службе человека и общества, правоохранительная и судебная системы, пользующиеся безусловным доверием граждан.


Мы сформировали программу амбициозных преобразований на годы вперед. У нас есть все, чтобы достичь поставленных целей: талантливые, образованные люди, политическая воля и решимость изменить ситуацию к лучшему, менять страну. Мы ничего не откладываем на потом — мы действуем.


2013 (Путин)


Стратегический курс, который мы выбрали, останется неизменным. Широкое внедрение передовых технологий, определяющих качество жизни, финансирование инвестиций, в том числе в человека и прежде всего в человека, в развитие социальной сферы, создание производств с высокой добавленной стоимостью, а значит, создание новых эффективных, современных рабочих мест. Все это приоритеты… нашей внутренней социально-экономической политики.


2014 (Путин)


России нужна настоящая технологическая революция, серьезное технологическое обновление, нам необходимо провести самое масштабное за последние полвека технологическое перевооружение наших предприятий.


2015 (Путин)


Сейчас мы вновь сосредотачиваемся на решении системных задач, на повестке долгосрочного развития. Наша задача — обеспечить устойчивый рост, повышение эффективности экономики, производительности труда, приток инвестиций. Наши приоритеты — это улучшение делового климата, подготовка кадров для экономики и госуправления, образование, технологии.


2016 (Путин)


Важнейший фактор, который предопределяет общую конкурентоспособность экономики, динамику рынков, ускорение роста ВВП, повышение заработной платы, — это производительность труда. Нам необходим рост производительности труда на крупных и средних предприятиях: в промышленности, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве — не менее чем 5% в год.


2017 (Путин)


Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества.


В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда, решать задачи, которые позволят обеспечить долгосрочный рост. Уже сейчас мы можем сказать, что в экономике началась новая фаза подъёма.


ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ


2005 (Путин)


Эффективное использование природных богатств — далеко не достаточное условие для устойчивого экономического роста и даже только отвлекающее от решения ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и как следствие — создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.


2009 (Медведев)


Россия не избежала… нынешнего кризиса в силу его глобального характера. Надо признаться, что многие его тенденции оказались для нас даже более острыми. Это связано и с очевидными недостатками в структуре российской экономики, преодолеть которые за последние годы, за период реформ, мы, к сожалению, не успели. Я имею в виду понятное пресловутое доминирование в структуре нашего экспорта, а также на финансовых рынках компаний, которые занимаются только добычей сырья.


2010 (Медведев)


В течение ближайших десятилетий — это наши планы — Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности.


2011 (Медведев)


Мы понимаем, что без победы над коррупцией, без эффективной публичной власти, без качественной финансовой системы мы не преодолеем чрезмерную сырьевую зависимость и не добьемся высокого качества жизни.


2012 (Путин)


Экономика все еще не диверсифицирована. Значительная часть добавленной стоимости создается в сырьевых секторах экономики. Велика доля неконкурентных старых производств, сохраняется высокий уровень зависимости России от цен на нефть.


Вот почему России необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет с запасом прочности, рассчитанный не на нефтегазовый доход. Поэтому в ближайшее время будет принято новое так называемое бюджетное правило.


2017 (Путин)


Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни.


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ


2005 (Путин)


Нас не могут удовлетворять темпы экономического роста в стране. Тем не менее, наши достижения в экономике уже позволяют многим гражданам России улучшать свое благосостояние, а бизнесу — формировать и претворять в жизнь инвестиционные проекты.


2006 (Путин)


Ни у кого уже не вызывает сомнений, что Россия по темпам экономического роста находится в числе лидеров. Объем ВВП по паритету покупательной способности у нас превысил полтора триллиона долларов.


2010 (Медведев)


Пока темпы этого роста, восстановления экономики, может быть, не так вдохновляющи, как мы бы хотели, но это все-таки уже приличные цифры. Нужно наращивать усилия.


2011 (Медведев)


Нам не стоит затягивать прощание со многими вредными привычками, нам неправильно ориентироваться лишь на спокойный и размеренный рост, это ошибка. За пресловутой стабильностью может скрываться очередной застой, поэтому нужно быстрее и решительнее менять все, что мешает прорывному развитию.


2012 (Путин)


Рост ВВП России по итогам 2011 года — 4,3 процента. Это самые высокие темпы среди крупных экономик Европы и одни из самых высоких среди крупных экономик мира. Впереди нас из крупных экономик только Китай и Индия.


2013 (Путин)


Для нас задача номер один — это создание в России условий для устойчивого экономического роста. Экономический рост должен базироваться на трех китах: увеличение производительности труда, инвестиций и инноваций.


2014 (Путин)


Россия столкнулась с общим замедлением темпов экономического роста. Причины носят как внешний, так и внутренний характер. Дают о себе знать и системные дисбалансы, накопившаяся в экономике неэффективность, однобокость развития. Смысл, логика наших действий заключается в том, чтобы обеспечить качественные изменения в национальной экономике.


2015 (Путин)


Еще в конце прошлого года нам предрекали глубокий кризис. Этого не произошло, мы стабилизировали ситуацию, погасили негативные колебания конъюнктуры и уверенно проходим через полосу трудностей, прежде всего потому, что экономика России накопила достаточный запас внутренней прочности.


2016 (Путин)


Мы ставим перед собой задачу выйти на темпы роста экономики не менее чем 4 процента в год. Сегодня мы говорим о более скромных цифрах. Это не столь высокие ориентиры, которые мы обозначили еще несколько лет назад, но ситуация изменилась не только для России — для всей глобальной экономики.


2017 (Путин)


Сегодня складывается ситуация, когда рост инвестиций превышает рост ВВП — это ещё одно свидетельство того, о чём уже говорил: экономика вступает в новую фазу роста, формируется основа для её будущего развития. Нужно поддержать, ускорить все эти позитивные тенденции, чтобы уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на опережающие темпы экономического роста, выше мировых.


НАЛОГИ


2010 (Медведев)


При благоприятных условиях восстановления глобальной и российской экономики в ближайшие годы мы вернемся к вопросу общего снижения налогов для бизнеса. Если, конечно, все будет развиваться по благоприятной схеме.


2013 (Путин)


Налоговая политика должна работать на развитие, стимулировать инвестиции, модернизацию действующих и открытие в России новых производств, создание качественных рабочих мест. Поэтому, формируя нашу налоговую политику, мы исходим из того, что даже жесткие бюджетные ограничения для государства — это не повод повышать налоговую нагрузку на бизнес.


2015 (Путин)


Мы приняли принципиальное решение: на ближайшие четыре года зафиксировать налоговые ставки, не увеличивать фискальное бремя на бизнес, чтобы компании могли планировать свою работу на среднесрочную перспективу. Будем придерживаться этого принципа независимо от внешних условий или нагрузки на бюджет.


2017 (Путин)


Что касается налогов, то предлагаю продлить уже предусмотренную льготу по налогу на прибыль (для специальных инвестиционных проектов) на период после 2025 года.


ПРИВАТИЗАЦИЯ


2005 (Путин)


Очевидно, что избыточное участие государства в хозяйственной жизни может стать тормозом для предпринимательской инициативы. Мы проходили это на собственном опыте. Вместе с тем государство не может полностью самоустраниться, ведь существуют такие экономические сферы, где его присутствие вполне оправданно и обусловлено. Прежде всего имею в виду отдельные объекты инфраструктуры, оборонно-промышленный комплекс.


2011 (Медведев)


Мы не строим государственный капитализм. Государству не нужны столь большие объемы собственности. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности.


2012 (Путин)


Государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов. План приватизации федерального имущества будет исполняться.


Но это должна быть принципиально другая приватизация, не имеющая ничего общего с практикой залоговых аукционов и прочих сомнительных сделок, широко применявшихся в 90-е годы, когда государственные активы, созданные предыдущими поколениями наших граждан, приобретались за счёт близости к административному ресурсу, за счёт близости к власти по явно заниженной стоимости, а часто одновременно — и за государственные же деньги.


2013 (Путин)


Приватизацию будем осуществлять постепенно, ориентируясь на качество сделок, продавая активы по действительно выгодным, справедливым ценам.


РУБЛЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР


2007 (Путин)


Россия продолжит проводимую политику, направленную на повышение привлекательности нашей национальной валюты — рубля, нашего финансового рынка и банковской системы. Своевременной будет и постановка вопроса о переходе на рублевые расчеты при экспорте товаров из России — естественно, в тех случаях, когда это выгодно и поставщикам, и покупателям.


2008 (Медведев)


Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля — в одну из ведущих региональных резервных валют — вот это ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы.


2009 (Медведев)


Наша задача заключается в том, чтобы сделать рубль более привлекательным, удобным, надежным средством расчетов для наших компаний, для наших соседей, для всех, кто хотел бы использовать его в своих расчетах.


Важнейшим направлением для нас является укрепление и повышение качества работы национальной финансовой системы в конечном счете с выходом на создание в Москве сильного международного финансового центра. Кризис как минимум сделал эту задачу более актуальной.


2010 (Медведев)


За последнее время мы активизировали работу по формированию в России международного финансового центра. Развитие московского финансового центра, я надеюсь, позволит существенно укрепить позиции рубля как одной из возможных резервных валют. От общих идей использования рубля в расчетах мы уже перешли к проработке соответствующих деталей с нашими партнерами.


2011 (Медведев)


Более активное использование рубля, юаня, других развивающихся валют на глобальных рынках, очевидно, сделает мировую валютную систему более гибкой и комфортной для работы инвесторов.


Нам необходимы не только красивые планы, но и значимый прогресс в формировании финансового центра в Москве. Для этого многие важные изменения в законодательство будут внесены уже в этом году.


2012 (Путин)


Мы также обязательно продолжим работу по формированию в Москве международного финансового центра. Здесь мы никаких иллюзий не строим — мы исходим из реалий.


КОРРУПЦИЯ


2009 (Медведев)


Экономика, которая инфицирована коррупцией, в которой главенствует неэффективная бюрократия, модернизацию создать не сможет.


2011 (Медведев)


Удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. Нужно выдавливать всех, кто плюет на закон, на порядок и на своих добросовестных и честных коллег, а таких людей очень много, к сожалению.


2012 (Путин)


Коррупция, к сожалению и без всякого преувеличения, самая большая угроза нашему развитию. Риски здесь даже значительно серьезнее, чем колебание цены на нефть.


Нужно говорить об этом и искать инструменты решения проблемы. Конечно, мы будем это делать, в том числе привлекая на госслужбу людей с другой мотивацией, профессиональных и эффективных управленцев.


РОССИЯ В МИРЕ


2006 (Путин)


Российские компании становятся полноценными участниками международной кооперации и уже начинают вкладывать свои капиталы в крупные международные мультинациональные проекты.


2007 (Путин)


В интересах устойчивого развития необходимо формировать новую архитектуру международных экономических отношений — отношений, построенных на доверии и взаимовыгодной интеграции. Мы заинтересованы в расширении российских инвестиций за рубежом и дальше, а также в обмене активами с международными партнерами на взаимовыгодных условиях.


2008 (Медведев)


Россия сегодня — глобальный игрок. И, понимая свою ответственность за судьбы мира, мы хотим участвовать и в формировании новых правил игры, причем не из-за пресловутых «имперских амбиций», а именно потому, что обладаем и соответствующими публичными возможностями и соответствующими ресурсами.


2009 (Медведев)


Я считаю, что как раз в условиях сложного кризисного пути развития мы способны выстроить и новую рамку взаимоотношений с Евросоюзом, экономических отношений с Соединенными Штатами Америки, с нашими ближайшими соседями — государствами СНГ, государствами, которые входят в различные интеграционные объединения, потому что все-таки из беды необходимо выбираться совместно.


2010 (Медведев)


Россия давно готова к вступлению в ВТО и к присоединению к ОЭСР. Также создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, дальнейшее движение к единому экономическому пространству являются нашим сознательным выбором работать в конкурентных условиях.


2011 (Медведев)


Мы без открытой экономики упадем и ударимся очень больно. Поэтому мы снизим барьеры для иностранных инвестиций и рассчитываем завершить процесс вступления России в ВТО, а затем и в Организацию экономического сотрудничества.


2012 (Путин)


Открытость, интеграция в международные экономические процессы — это наш безусловный выбор. Мы не отказались от него в период кризисных испытаний, не будем менять его и сейчас, в том числе активизируем присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития.


Нам необходимо снимать преграды не только для торговли, но и для взаимных капиталовложений, для реализации крупных транснациональных проектов, которые связаны с обменами активами и технологиями.


2014 (Путин)


Разве не очевидно и то, что экономические санкции как инструмент политического давления в современном взаимозависимом мире имеют эффект бумеранга и в конечном счете отражаются на бизнесе и экономиках стран, которые их инициируют?


Видим серьезные перспективы для взаимодействия Евразийского экономического союза с Евросоюзом. Европа — наш традиционный, важнейший торговый, экономический партнёр. Мы искренне хотим, чтобы так было и впредь.


2017 (Путин)


Перед нами системные, долгосрочные вызовы, все последствия которых пока трудно даже просчитать и спрогнозировать. И мы не должны, не имеем права размениваться, тратить силы и время на склоки, распри, геополитические игры.


Нам нужна мудрость и ответственность, совместный поиск нестандартных решений, новые форматы взаимодействия государств, региональных интеграционных объединений, бизнеса, научного сообщества.


Необходимо максимально использовать для этого потенциал такой уникальной, универсальной организации, как Организация Объединённых Наций.