В этот день 50 лет назад в 1967 году началась июньская война, которую также часто называют Шестидневной войной. Потери, которые понесли арабы, стали самыми ужасающими за всю их современную историю. Последствия этого поражения отражаются на жизни людей до сих пор.
Я был студентом Американского университета в Бейруте, изучал политологию. Также я возглавлял смену в Агентстве арабских новостей, а после в Reuters. Я работал в три смены: первая утром, вторая после обеда до конца рабочего дня, а третья до полуночи.
5 июня 1967 года я был начальником утренней смены. Примерно в 8:00 мой помощник, ответственный за сводку новостей на английском языке, передал мне срочное сообщение из Израиля, в котором говорилось о том, что вооруженные силы Египта начали на него наступление.
Новость была быстро переведена и распространилась среди всех арабских стран, но я не вернулся на свое рабочее место, пока из Египта не пришло сообщение о том, что израильский самолет совершил налет на египетский аэродром. Египетские вооруженные силы отреагировали на эти действия и уничтожили авианосец.
Сегодня каждый из нас знает, что произошло в тот роковой день. Моя рабочая смена длилась по семь часов пять дней в неделю не только в офисе, но и за его пределами. Мы спали на кроватях-раскладушках, которые складывали и раскладывали рядом со своим рабочим местом.
Я помню, как однажды вышел из офиса, уже подавленный новостями о катастрофе. Я был остановлен контрольно-пропускным пунктом полиции в начале улицы Хамра, так как был введен комендантский час. Я сказал работнику полиции, что ищу булочную, потому что все мы в офисе очень голодны, и он указал мне, куда нужно двигаться. Во второй раз я вспоминал своего дядю, управляющего офисом Time-life, Абу ас-Саида ар-Риша, и позвонил ему домой по телефону. Мне ответила его жена Умм Ас-Саида и пригласила меня посетить их, сказав, что не видела мужа уже несколько дней. Я приехал проведать ее в тот день, когда президент Гамаль Абель Насер объявил о своей отставке, и начались демонстрации в Бейруте в его поддержку и защиту. Мы с Умм Ас-Саидой стояли на крыльце дома, а перед нами расстилалась морская набережная. Около нас проходила демонстрация, участники которой призывали поддержать Насера и выступить против Израиля. Умм Ас-Саида ударила себя по щекам от гнева и сказала то, что я никогда раньше не слышал от нее: «Идите, идите, мерзавцы»
На следующий день я отправился в долину реки Иордан. Во время второй волны миграции туда начали стекаться палестинцы, прибывающие с оккупированного Западного берега. Они располагались в палатках или под открытым небом. Все радиостанции по-прежнему транслировали новость об отставке президента Египта Насера, а палестинцы и беженцы плакали и осуждали происходящее. Внезапно появился молодой человек, который начал корить и порицать всех, он сказал им, что на этот раз Насер несет ответственность за случившееся и, что именно он прогонял их. Часть людей стала избивать и пинать этого юношу. Я даже испугался, что он сейчас умрет. Однако группа старейшин вмешалась и унесла его оттуда, так как он уже не мог передвигаться.
Я не буду сегодня говорить обо всех известных военных и политических нюансах и деталях, однако я помню свои ощущения. Премьер-министр Израиля Леви Эшколь и его правительство воспользовались ситуацией, ведь они знали, что большая часть египетских войск находится в Йемене, именно поэтому они напали на Синай, Голанские высоты и Западный берег и оккупировали эти территории.
Гамаль Абдель Насер был человеком, обладающим огромной харизмой, однако он умер спустя три года после войны. Я уверен, что именно она приблизила его кончину, ведь ему было всего 52 года. В 1973 году египетская армия разгромила израильскую, и, возможно, если бы не вмешательство Соединенных Штатов, поставляющих военно-воздушную технику и оружие, агрессия бы закончилась, и мы были бы освобождены. Президент США Линдон Джонсон ответил на страдания Израиля, возможно, даже раньше, чем он закричал от боли, и прежде, чем он услышал слова «спаси нашу жизнь».
До сих пор агрессия продолжается. Соединенные Штаты выступают против палестинцев, арабов, и мусульман, но, по желанию Аллаха, истина восторжествует в ближайшее время.