События уходящей недели, безусловно, войдут в историю Украины как очередное подтверждение европейского вектора развития нашей страны. Сенат Нидерландов поддержал ратификацию Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза. Законодательный акт вступит в силу после подписи короля и публикации в Государственном журнале. Решение Нидерландов является знаковым для Украины, поскольку завершает трехлетний процесс ратификации Соглашения об ассоциации законодательными органами всех стран Евросоюза. Вылившееся в 2014 году в украинскую революцию движение за ассоциацию с нашим стратегическим партнером — Евросоюзом, наконец-то, приобретает законченную юридическую форму. Парламентарии Голландии дали «зеленый свет» углублению евроинтеграции Украины, несмотря на проведенный в апреле 2016 года по инициативе местных евроскептиков и агентов Кремля рекомендательный референдум, в ходе которого большая часть голландцев, пришедших на избирательные участки, высказалась против такого соглашения. Проведенные тогда опросы говорили о том, что введенная в заблуждение о сути вопроса четверть взрослого населения Нидерландов своим «нет» малознакомой Украине на самом деле давала оценку процессам глобализации и действиям своих политиков. Спасибо мудрым голландским парламентариям, пишет комментатор УНИАН (03.06), которые не допустили историческую ошибку и не дали повод для радости врагам Украины и единой демократической Европы.
Исторической победой для Украины стало и вынесенное на уходящей неделе Стокгольмским арбитражем решение в деле взаимных исков Нафтогаза и Газпрома, продолжает автор УНИАН (03.06). Так, арбитраж одобрил пересмотр цены газа по заключенному в 2009 году бывшей в то время главой правительства Юлией Тимошенко контракту с учетом рыночных условий, отменил принцип «бери или плати», предполагающий обязательство нашей страны покупать ежегодно 52 миллиарда кубометров газа или оплачивать его стоимость, а также снял запрет на реэкспорт голубого топлива. Другими словами, суд принял сторону Украины с претензиями к РФ на 30,3 миллиарда долларов и отклонил встречные требования российской стороны на 47,1 миллиарда долларов. Опомнившись от шока, Газпром только на следующий день выдал комментарий без уточнений, лишь назвав решение арбитража промежуточным.
Промежуточное решение Стокгольмского арбитража, освободившее Украину от выплат по нескольким кабальным статьям газового контракта, согласованного Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, — это не просто победа одной стороны над другой, одного государства над другим. Это начало цивилизованного общения, признающего примат международного права — если, конечно, Россия, неоднократно его нарушавшая, захочет его признавать, считает автор «Обозревателя» (02.06). Теперь ясно — у России можно выигрывать, России можно проигрывать, но ее не нужно бояться. В настоящем суде — том, куда не могут позвонить ни Путин, ни Миллер, — будут рассматривать дела, а не пожелания. Российский газ — вне зависимости от того, будет Украина его покупать или нет, — окончательно становится товаром, а не воровской фомкой, с помощью которой грабитель пытается забраться в чужой дом.
В рамках Стокгольмского арбитража украинцы отыгрались на россиянах. И сделали еще один шаг в сторону полной независимости от Кремля. Потому как тяжело быть независимым от того, кому ты должен много денег. Первый раунд арбитража с Газпромом остался за Нафтогазом. Раунд, в котором мы оборонялись и отбивали атаки Газпрома. Эта победа посильнее выигрыша «Евровидения» в прошлом году, отмечает «Новое время» (31.05). Газпром хотел от нас 47,1 миллиарда платы за газ, который мы не брали: 35 миллиарда + проценты. Но обязательства брать и платить, или не брать и все равно платить, мы подписали. Вот так дорого могла нам обойтись Юлия Владимировна и ее газовый контракт, который и так очень долго истощал украинские валютные резервы. В суде удалось доказать, что в этом контракте не было экономики и он не был рыночным. А что там было — это суд не сказал, они люди приличные. А нецензурные эпитеты в отношении тех, кто его подписал, можно оставить украинцам. Это пример победы профессионализма. Победы, когда украинцы, используя мозг и мировое право, показывают свою конкурентоспособность и эффективность.
Одним из самых гротескных с украинской точки зрения моментов в выступлении российского президента Владимира Путина в Версале было его упоминание о киевской княжне и французской королеве Анне Ярославне чуть ли не как о его собственной предшественнице. Для российского телезрителя ничего чрезвычайного в таком заявлении нет. Да и сам Путин (я в этом совершенно уверен) упомянул об Анне Ярославне, вовсе не пытаясь уязвить украинцев. Поскольку в его сознании нет никакой украинской государственности, о чем он откровенно говорил президенту США Джорджу Бушу-младшему, то и никакой украинской истории тоже нет, говорится в материале «Еспресо» (30.05). Украинская реакция на путинское заявление демонстрирует исключительно то, как мы сами далеко и быстро отошли от российской исторической мифологии. Нам предстоит трудная битва за собственную историю, потому что россияне от своих выдумок отказываться не собираются и, уверяю вас, не откажутся никогда, даже при самой либеральной и демократической власти. Нам предстоит выиграть эту битву у себя на Украине, на уровне образования, науки и медиа. Иначе мы никогда не станем народом и навсегда останемся населением. И нам предстоит выиграть эту битву в Европе и мире в целом, потому что иначе мы никогда не станем в глазах иностранцев самостоятельной страной с собственным прошлым и уже поэтому правом на собственное будущее, а будем выглядеть лишь более или менее удачным «вариантом России».
Секретарь СНБО Украины Александр Турчинов приехал на передовую, чтобы оценить последствия серьезных обстрелов боевиками Красногоровки и Марьинки. На фронте, сообщает «Телеканал новин 24» (01.06) секретарь СНБО посетил украинских военных и узнал о ситуации с поставками продовольствия и боеприпасов. Во время обсуждения ремонта одного из домов Турчинову отчитались, что полностью отремонтируют здание после окончания войны, а секретарь СНБО ответил: «Когда Москву возьмем, тогда и закончится война». Эта шутка рассмешила военных.
Экс-директор Библиотеки украинской литературы в Москве Наталья Шарина, обвиняемая в распространении «экстремистской литературы», «разжигании ненависти и вражды» и в рапстрате, заявила, что не согласна с вынесенным ей в понедельник московским судом приговора — 4 годам заключения условно — и намерена его обжаловать. Как передает собственный корреспондент УНИАН (05.06) в РФ, об этом она заявила после оглашения вердикта суда. «Мне приговор не понятен. Конкретно мне не понятна 282 статья — разжигание ненависти и вражды. Это определенные действия и мне казалось, что в ходе длившегося разбирательства ни один из свидетелей не привел факты и государтсвенный обвинитель, какие же действия я совершила», — сказала Шарина. Шарина также подчеркнула, что ни один довод защиты не был учтен судом. «Это невозможно, что только за то, что ты являешься директором Библиотеки украинской литературы, гособвинитель прочитала нам целую лекцию о политической ситуации, и все стало еще ясно во время прений. Сама гособвинитель по сути признала, что это политический процесс, — отметила Шарина.- То, что сейчас происходит, наверное, через несколько десятилетий будут вспомнить. Мы вспоминаем дело врачей, 1937 год, будем вспоминать это как показатель 2017 года. Мне стыдно, когда меня арестовали 28 октября 2015 года, что какие-то люди хотят на этом поставить какие-то галочки, получить очередную звезду и прочее, мне очень обидно». Шарина считает, что надо останавливать этих людей.