В связи с обострением отношений между Соединенными Штатами и Российской Федерацией, а также ввиду растущего военно-политического давления, президент России Владимир Путин рассказал о проблемах и страхах, связанных с возрастающей активностью Запада и США, в частности, против России: НАТО подбирается к западным границам России, устанавливая «противоракетный щит» в странах Восточной Европы (Польша, Румыния) в дополнение к радарной сети, связанной с турецким противоракетным щитом. И это не говоря уже об установке противоракетного комплекса THAAD в Южной Корее и на Аляске. Все эти действия являются политическим предупреждением, которое в ответ неизбежно вызовет усиление российского военного потенциала, в том числе ядерного.
Эти заявления совпали с началом российской военной эскалации в Сирии. Российские войска продвинулись в глубь районов Алеппо и Эс-Сувайды, а также увеличили интенсивность авиаударов по позициям сирийской вооруженной оппозиции в районах Аль-Бадия и Дераа.
СМИ со ссылкой на спецредставителя ООН по Сирии Стеффана де Мистуры сообщают о реакции России на позицию США по сирийскому вопросу. Он заявил, что потрясен незаинтересованностью администрации США в политическом урегулировании в Сирии. Вашингтон обеспечивает интересы собственной национальной безопасности, которые проявляются в сохранении безопасности на границах ее союзников, в частности Израиля и Иордании на юге Сирии, в том числе в защите союзников США от ИГИЛ, Джебхат ан-Нусры (запрещены в РФ — прим. ред.) и угрозы со стороны «Хезболлы». И администрация США в одиночку может гарантировать реализацию этих интересов и не нуждается в России.
«Администрацию США совершенно не волнует судьба Башара Асада. Но если Россия намеревается оставить его на посту президента, то это отразиться на России и, кроме того, может повлиять на интересы американцев», — заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон своему российскому коллеге Сергею Лаврову.
По мнению де Мистуры подобная ситуация вызовет критику со стороны России, потому что она потеряет соглашения с американской стороной. И это может подтолкнуть ее к принятию «лучших инициатив» в отношении урегулирования ситуации в Сирии.
Россия выразила обеспокоенность в связи с новым американским подходом. Во-первых, она усилила свое военное присутствие в Арктике: Путин распорядился о создании там военной базы. Во-вторых, разместила ракетные комплексы «Искандер» в Калининграде, утверждая, что они способны уничтожить оборонный ракетный щит в Европе в течение десяти минут. Наконец, она укрепила свое военно-морское присутствие у побережья Сирии с помощью 15 кораблей, среди которых фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», оснащенные крылатыми ракетами «Калибр». А недавно к ним присоединилась подлодка «Краснодар», также оснащенная ракетами «Калибр».
Кроме того, Россия объявила о начале производства новых истребителей МиГ-31, способных разогнаться до скорости 3000 км/ч, МиГ- 41, максимальная скорость которого составляет 4500 км/ч, «Папы всех бомб» и атомной подводной лодки, не нуждающейся в экипаже. Все это делается, чтобы увеличить интенсивность своих действий против позиций вооруженной сирийской оппозиции и группировок, которых поддерживает Вашингтон в регионе Аль-Бадия. А также, чтобы вступить в гонку за доминирование в регионе после ликвидации ИГИЛ. Для этого Россия, с одной стороны, направила свои военные самолеты для выполнения боевых задач на восточной границе для поддержки наступления правительственных сил режима и иранских вооружённых формирований в районах Хомс и Алеппо. А с другой стороны, Россия отвергла соглашение между Сирийскими демократическими силами и ИГИЛ об уходе последних из Ракки и принудила правительственные силы и их союзников принять участие в освобождении этого города.
Москва не только активизировала военные действия в Сирии, но и поддержала правительственные силы и их союзников в наступлении на сирийскую вооруженную оппозицию в районах Хама, Хомс и Дераа. Кроме того, Россия выступила инициатором создания «зон деэскалации», определив границы районов, входящих в эту зону. Это решение сопровождалось атаками со стороны СМИ, предупреждающих о последствиях, которые выльются в разделение страны на зоны влияния. Впоследствии эти зоны будут служить моделью для будущего разделения сирийской территории. Президент России на Петербургском международном экономическом форуме прокомментировал складывающуюся ситуацию. По словам Владимира Путина: «позиция России основана на сохранение единства Сирии, сотрудничестве с правительством президента Асада для обеспечения снижения напряженности в сирийских районах, организации какого-либо диалога — все это формула для будущего сотрудничества в целях восстановления контроля центрального правительства Сирии над всей своей территорией и сохранения единства государства».
Военные и политические действия России связаны со стремлением Путина вернуть стране былое величие Советского Союза. Москва противостоит Вашингтону, который стремится обозначить свое присутствие в арабском Машрике и чей успех будет означать крах российских планов.