Собственность в России сосредоточилась в руках небольшой группы людей, но обсуждение этого вопроса является закрытой темой на государственных телевизионных каналах.
«В программах все время говорят о ненавистных 1990-х годах и о том, как в то время появилось имущественное неравенство. Но при этом молчат о том, что происходило в этом тысячелетии, потому что знают, что имущественное неравенство в период президентства Владимира Путина значительно возросло по сравнению с временами Бориса Ельцина».
Так говорит журналист и бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, который в течение многих лет показывал и создавал новостные и аналитические программы на государственных телевизионных каналах. У него также есть свой интернет-блог.
«Я не помню ни одной передачи, в которой бы обсуждали эту тему», — говорит Яковенко, имея в виду множество ток-шоу, которыми полны государственные каналы.
Если экономические проблемы и обсуждаются, то, по мнению Яковенко, только с точки зрения того, что их причина лежит в 1990-х годах, когда за экономическую политику отвечали либералы.
Начавший свою карьеру в качестве социолога, Яковенко сейчас работает журналистом. В начале 1990-х годов он был депутатом Государственной думы первого созыва.
Имущественное неравенство люди в России видят. По словам Яковенко, они относятся к этому как к чему-то обычному.
«Отношение можно сформулировать так: «такова наша жизнь, такая власть и такая ситуация».
Он говорит, что в России очень мало людей, которые не понимают, как живет группа людей, находящихся у власти, и элита.
«Хотя деталей не знают, ситуация известна».
За событиями в российском интернете следит «абсолютное меньшинство»
Журнал Forbes, который регулярно составляет рейтинги миллиардеров, опубликовал в мае рейтинг «200 богатейших бизнесменов России».
На вершине списка находится Леонид Михельсон, чье состояние составляет 18,4 миллиарда долларов. На втором месте стоит Алексей Мордашов, распоряжающийся суммами в 17,5 миллиардов долларов. На третьем месте — Владимир Лисин, в кошельке которого есть 16,1 миллиардов долларов. На четвертом месте в рейтинге расположился Геннадий Тимченко, собственность которого составляет 16 миллиардов долларов. У Тимченко есть финский паспорт. Он стал миллиардером во время президентства Путина. Друзьями Путина являются и братья Ротенберги. Аркадий Ротенберг находится на 39 месте в рейтинге. Его собственность оценивают в 2,6 миллиарда долларов. Борис Ротенберг, который также имеет финский паспорт, вышел на 94 место с круглой суммой ровно в миллиард долларов.
Данных о богатых и их капитале достаточно, но, по словам Игоря Яковенко, количество читателей журнала Forbes и интернет-пользователей нельзя сравнить с гигантской аудиторией государственных телевизионных каналов.
Тимченко и Ротенберг знакомы тем россиянам, которые дружат с интернетом.
Люди, черпающие информацию из интернета, составляют в России абсолютное меньшинство. Яковенко считает, что лишь около 5% граждан России знают, кто такой Геннадий Тимченко.
«Между телевизионной аудиторией и пользователями интернета — настоящая пропасть. Пользователи интернета получают информацию о власти богатых и коррупции», — говорит Яковенко.
В интернете много информации распространяет Алексей Навальный, и не только он. Другие также пишут на эту тему — например, Андрей Пионтковский.
«С другой стороны, все знают об ужасах времени Ельцина, потому что о них все время говорят по телевизору. Также постоянно звучат имена Ходорковского, Березовского, Гусинского, хотя никого из них уже нет в России, а Березовского даже больше нет в живых».
Михаил Ходорковский возглавлял список богатейших людей России до того, как его арестовали в 2003 году и посадили в тюрьму. При этом он лишился компании «ЮКОС», главой которой он стал в результате залоговых аукционов времен Ельцина.
Борис Березовский был первым русским в рейтинге миллиардеров журнала Forbes.
Владимир Гусинский сбежал из России еще в начале периода президентства Путина летом 2000 года. Гусинский продал основанный им независимый телеканал НТВ государственному газовому гиганту Газпрому.
Наряду со своей бедностью, россияне каждый день видят роскошь в разных ее проявлениях.
«Роскошь, например, проносится мимо них в дорогих машинах, на которых установлены мигалки, дающие им право беспрепятственного проезда», — говорит Игорь Яковенко.
«Встреча с ними является обычным явлением, которое вызывает возмущение, но не ведет ни к каким действиям. Эмоции захлестывают, но на этом все и заканчивается».
Это бессилие Ярошенко объясняет эффективным применением приемов информационной войны в период президентства Путина.
«Людей водят за нос, им внушают уверенность в том, что так везде».
«Людей заставили думать, что западные институты — демократия, тройственное разделение власти, свобода печати — всего лишь обман, повсюду, так же, как и в России.
Везде такая же система, и везде одинаково плохо.
Яковенко рисует картину, используя антропологический термин «карго-культ», в котором присутствует понятие о «благе», которое приходит с чужеземцами. В основе его лежит встреча с представителями технологически более развитого общества. Российская версия карго-культа состоит в заблаговременном предотвращении протестов.
«Это нужно для того, чтобы люди воспринимали видимое неравенство и вообще все бесстыдство действий власти таким образом, чтобы ситуация не переходила к реальным действиям».
Понимание происходящего у людей есть, уверяет Яковенко. В России невозможно жить, не понимая, что происходит.
«Поэтому создан так называемый «контркульт карго».
Средний уровень дохода министра составляет 435 средних пенсий
К особенностям России относится исключительное богатство руководителей.
Высшие чиновники и должностные лица должны показывать свои доходы и собственность. В этот скрытый мир можно заглянуть.
По свежим данным, самым богатым министром является министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, который имеет дом и квартиру во Франции. Его доходы составляют 582 миллиона рублей.
Международная радиостанция «Свобода» развлекалась, подсчитывая, что средний доход министра составляет пять миллионов рублей в месяц. Это равно 143 средним ежемесячным зарплатам и 435 пенсиям.
По последним сведениям, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко является третьим в списке самых зажиточных региональных руководителей. Собственные доходы губернатора составили в прошлом году 5,9 миллионов рублей, но доходы его жены превысили 103 миллиона.
Да и вообще в России у жен руководителей очень высокие доходы.
Блестящим примером является находящийся на первом месте в рейтинге доходов региональных руководителей президент Татарстана Рустам Минниханов, который заработал всего лишь 7,5 миллионов рублей, тогда как его жена выкачала 2 миллиарда 350 миллионов рублей.
У Игоря Яковенко есть ясное объяснение богатства руководства страны.
«Прямо говоря, богатыми становятся только чиновники, находящиеся на службе государства. Это связано с основополагающими особенностями современной российской системы, которые имеют исторические корни».
Он ссылается на журнал «Рубежи», который выходил в 1996-2001 годы и главным редактором которого являлся он сам. Аналитический журнал высокого класса уже тогда опубликовал серию статей о российской системе.
Дух сегодняшнего времени Яковенко наглядно показывает на примере того, что одним из авторов был академик Юрий Пивоваров. Сейчас он подвергается гонениям.
«Одной из особенностей российской системы является сращивание власти и собственности. Система была частью Советского Союза, сейчас она возродилась».
На практике это означает, что большая часть собственности находится в руках государства или фактически находится в его руках, так как ее владелец действует в интересах государства.
«Формально не имеет никакого значения, является ли НТВ государственным или частным каналом. Все знают, что он контролируется государством. Никого особенно не интересует, кому принадлежит Первый канал. И так ясно, что по характеру передач он является государственным».
«Нет никакой разницы в том, что газовый гигант «Газпром» формально является акционерным обществом, акции которого можно приобрести. Ясно, что речь идет о государственной структуре, как и в случае с нефтяной компанией «Роснефть».
Государственный характер собственности является, по словам Яковенко, одной из особенностей собственности в России. Во времена Ельцина систему попытались разрушить, но это не удалось.
«Другой существенной частью является коррупция. Государственный характер собственности и коррупция лежат в основе функционирования российского общества, на котором стоит Россия Путина».
Корни этой системы уходят еще глубже в прошлое.
«Того, кто будет демонстрировать независимость, осудим»
По словам Яковенко, подозрительное отношение к частной инициативе и собственности всегда были присущи российскому обществу.
Объяснение этому он находит в религии.
«Соборность» является одним из главных принципов православия. Мы все вместе. Того, кто проявляет независимость, осуждают».
Соборность — это культурное обоснование того, что частную собственность и частную инициативу не уважают.
Отсутствие уважения приводит, по словам Яковенко, к такому стилю мышления, при котором все государственное является социально оправданным и что все должно быть государственным.
«Таким образом, государство как бы находится выше личности, и у человека, действующего от лица государства, есть право принимать решения также в отношении собственности. Это естественно ведет к обогащению. Основа всей цепочки проблем заключается в культуре».
Яковенко делает акцент на том, что в умах людей укоренился миф о незаконности того, что происходило в 1990-х годах и представление о преступном характере обогащения.
«Российское общество действительно многообразное, но все же преобладает представление о том, что чиновник может обогащаться, а предприниматель — нет».
В результате этого в России негативнее относятся к богатству, которое образовалось в результате собственного труда, творчества или активности, чем к собственности, которой обладают люди, находящиеся на службе у государства, хотя для накопления этого богатства они использовали власть, которую давало положение.
В начале 2000-х годов накопление богатства перешло из частного сектора в государственный. Свое мнение он обосновывает наблюдениями, которые он сделал, изучая рынок недвижимости в Москве.
Покупателями дорогих квартир в 1990-е годы были в Москве в основном предприниматели. В их числе были бандиты, но были и честные предприниматели. Всё же все они были бизнесменами.
«Самостоятельные, независимые от государства предприниматели пропали с этих рынков сразу же в начале этого тысячелетия. Квартиры стоимостью в миллионы долларов начали покупать только люди, находящиеся на государственной службе».
По словам Яковенко, эта группа людей была очень пестрой и находилась на разных уровнях государственной машины власти.
В качестве примера он упоминает о майоре из Министерства чрезвычайных ситуаций, пожарном инспекторе, который получал взятки при проверке организаций.
Такими же состоятельными были обычные милиционеры, нынешние полицейские, и работники государственной администрации.
Яковенко вспоминает случай, когда у руководителя маленького сельского муниципалитета в багажнике автомашины оказалось несколько миллиардов рублей в долларовом эквиваленте.
«С приходом к власти Путина частные предприниматели перестали быть богатыми, а чиновники стали богатеть. Это его линия, которая заключается в укреплении государства и при которой государство — всё, а человек, личность — ничто».
Молодежь ощущает на себе «давление бетонного потолка»
Старшие поколения не реагировали на увеличение имущественных различий, но с молодым поколением дело обстоит иначе.
Родившиеся и взрослевшие в период Путина не знают, каким было советское время и 1990-е, и ссылка на это время не оказывает на них должного эффекта.
«Молодые чувствуют давление бетонного потолка и реагируют на неравноправие острее. Они не понимают, почему структура общества такая, какая она есть. Они не понимают, почему у сына олигарха есть возможности продвижения, а обычный молодой человек не может преуспевать в работе».
Яковенко ссылается на то, сколько молодежи участвовало 26 марта в демонстрации, организованной Алексеем Навальным, на которой поднимали вопрос о собственности Дмитрия Медведева.
Сейчас проходят демонстрации из-за обширной московской программы по сносу пятиэтажек. Следующие протесты против коррупции намечены на 12 июня — в День России.
В этот день в 1990 году была принята Декларация о суверенитете России. В тот же день в 1991 году были проведены первые президентские выборы в России, на которых победил Борис Ельцин.
«Я думаю, что молодежь примет участие в июньских протестах. Молодежь остро ощущает несправедливость, потому что у нее отняли перспективы будущего».