В любом союзе, объединяющем субъекты с различными интересами, проблемой становится «снятие сливок» — или, если использовать красивое немецкое слово, Rosinenpickerei («выковыривание изюма» — прим. перев.). Европейский Союз — не исключение. В данный момент некоторые из присоединившихся к блоку посткоммунистических стран сталкиваются с обвинениями в том, что они занимаются именно этим, вступая в противоречия с правилами ЕС. Возможно, им вскоре придется за это расплачиваться.
Во вторник Европейская комиссия проголосовала за начало разбирательства о нарушении Польшей, Венгрией и Чехией европейских правил. Это связано с решением этих стран не принимать беженцев вопреки постановлению ЕС, принятому в 2015 году. Отчасти беженцы стали лишь предлогом. На самом деле европейские страны, ранее не входившие в коммунистический блок, подозревают своей соседей в отходе от европейских либерально-демократических ценностей. Использовать вопрос о беженцах им удобнее, чем уличать страны Восточной Европы в нарушении принципа верховенства закона.
Евросоюз хочет, чтобы эти три посткоммунистические страны подчинились юридически обязывающему решению о переселении 160 тысяч беженцев. В соответствии с соглашением от 2015 года для разных стран были установлены квоты, и каждые три месяца эти страны должны принимать определенное количество человек. Отказаться могут только Британия, Дания и Ирландия.
Венгрия не приняла по этой схеме ни одного беженца. Польша в последний раз брала на себя это обязательство в декабре 2015 года, при предыдущем, либеральном правительстве, но в итоге тоже никого не приняла. Чехия приняла 12 беженцев и уже год не брала на себя никаких обязательств.
Тройка стран утверждает, что эта схема не должна быть обязательной, хотя установленные для них квоты относительно невысоки. Польша должна принять 6182 человека из Италии и Греции, Чехия — 2691 человека, а Венгрия — 1294 человека. И венгерский премьер-министр Виктор Орбан, и польское правительство, руководимое националистической партией «Право и справедливость», в открытую выступают против участия Восточной Европы в любых попытках помогать беженцам. Они ссылаются на соображения безопасности и экономические проблемы. Венгрия и Словакия (которая регулярно принимает на себя обязательства, но фактически пускает мало беженцев), пытаясь добиться отмены квот, обратились в Европейский суд. Предварительное решение будет вынесено предположительно в июле, однако Европейская комиссия настолько уверена в своей победе, что решила не тратить времени и начать свое разбирательство.
Официально оно может закончиться умеренными финансовыми наказаниями. Однако фактически речь идет о предупреждении, означающем, что бунтующие страны могут потерять намного больше.
Лидер германской Социал-демократической партии Мартин Шульц (Martin Schulz) напрямую предостерегает восточных европейцев, говоря, что они хотят совместить несовместимое: «Значит, если речь идет о сельскохозяйственной политике, то: "Да, пожалуйста". Если речь идет о субсидиях: "Да, пожалуйста". А если речь идет о солидарной политике в вопросе о беженцах: "Спасибо, нет". Так нельзя».
Поразительно выглядит еще один факт: о начале разбирательства объявил, подчеркнув при этом, что бедным странам не стоит относиться к Евросоюзу как к собственной копилке, грек, еврокомиссар по внутренним делам и миграции Димитрис Аврамопулос (Dimitris Avramoupolous). «Европа — это не только общие мечты, это общие трудности и вызовы», — заметил он. Похоже, в этом вопросе юг Европы един с немцами, и против восточных европейцев они выступают единым блоком.
Шульц как оппозиционный политик может высказываться о посткоммунистических странах смелее, чем канцлер Ангела Меркель. Когда в конце марта ее спросили, следует ли их наказывать за то, что они развиваются в нелиберальном направлении, она отказалась делать это — «в настоящий момент» — подчеркнув, впрочем, что они обязаны соблюдать правила ЕС. Тем не менее, сторонниками финансовых мер в отношении непокорных стран являются не только социал-демократы, партнеры партии Меркель по правящей коалиции, но и многие однопартийцы канцлера.
Польша, Чехия и Венгрия входят в первую пятерку получателей финансирования от ЕС. В 2015 году общий объем полученных ими субсидий составил 19,8 миллиарда евро. Германия хочет отчасти увязать это финансирование с соблюдением законности, однако добиться в этом вопросе даже формального европейского консенсуса — не говоря уже об одобрении санкций — ей было бы трудно.
Однако о беженцах — это другое дело. Если три страны продолжат открыто бросать вызов Евросоюзу, Европейская комиссия будет иметь серьезные основания предлагать санкции. Европейский совет, состоящий из национальных лидеров, обладает определенными полномочиями в бюджетной сфере, однако его возражения может квалифицированным большинством преодолеть Европарламент, где восточные европейцы находятся в меньшинстве, а идея солидарности очень популярна.
Пока эти угрозы не производят большого эффекта. Премьер-министр Польши Беата Шидло (Beata Szydlo) недавно заявила, что ее страна не может принять вообще никаких беженцев. Польша и Венгрия с прежним усердием продолжают сворачивать те самые свободы, ради защиты которых был создан Евросоюз. Венгрия только что приняла новый закон против НКО с иностранным финансированием, аналогичный тому, который действует в России. Всего шесть месяцев назад позиция этих стран казалась неуязвимой. В Западной Европе усиливались популистские партии, а руководство ЕС боялось настроить против себя кого-либо из своих членов. Однако теперь члены Вишеградской группы явно зазнались.
Победы Эммануэля Макрона во Франции и растущий рейтинг Меркель означают, что «двухскоростной» Евросоюз превратился в реальность: еврозона, вероятно, будет двигаться к более тесной интеграции, оставляя прочих позади. Председатель европейского парламента — итальянец Антонио Таяни (Antonio Tajani) — сейчас предлагает переориентировать бюджет ЕС с сельскохозяйственных субсидий, которые в больших объемах получают восточные европейцы, на такие вопросы, как иммиграция и изменение климата, которые важнее для основных членов союза.
Rosinenpickerei восточноевропейских стран все чаще кажется бесполезной уловкой. Националистические правительства Восточной Европы вряд ли способны отступить, не теряя лица. Однако если они начнут терять европейское финансирование, и если станет ясно, что Европа оставляет их, уходя вперед, они могут столкнуться с серьезными трудностями на выборах.