В среду Сенат подавляющим большинством проголосовал за то, чтобы позволить Конгрессу блокировать любые попытки президента смягчить санкции против России, а также за ужесточение санкций против Москвы в ответ на ее вмешательство в выборы 2016 года.
За законопроект проголосовали 97 сенаторов, а против — двое. Таким образом сенаторы выразили свое крайнее недовольство той позицией, которую президент Трамп занимает в отношении России. Голосование стало и демонстрацией резкой критики в адрес Трампа за его нежелание признать мнение разведки, которая считает, что Москва стояла за попытками повлиять на президентские выборы в США.
Два сенатора, которые проголосовали против этой меры, это республиканцы Рэнд Пол (Rand Paul) от штата Кентукки и Майк Ли (Mike Lee) из штата Юта.
Трамп неоднократно и открыто высказывал сомнения в том, что заключения разведки соответствуют действительности. И хотя его администрация не давала распоряжений об отмене всех действующих санкций, законодатели обеспокоены его примирительной риторикой в отношении России. Их также беспокоят и принятые недавно решения вернуть в распоряжение Москвы две дипломатические резиденции, доступ к которым администрация Обамы закрыла в конце декабря. Как заявляла администрация, Россия использовала эти комплексы для сбора разведывательной информации. А после их закрытия из страны были также высланы 35 российских шпионов, работавших под дипломатическим прикрытием.
Предвыборный штаб Трампа на протяжении последних нескольких месяцев находится под пристальным вниманием Конгресса и ФБР. Следователи в деталях изучают обвинения, согласно которым его помощники действовали в сговоре с российскими чиновниками, чтобы повлиять на итоги выборов. Трамп обвинил демократов в том, что они устроили против него «охоту на ведьм».
Команда президента в среду выступила против новых санкций. Госсекретарь Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) предостерег законодателей от принятия какого-либо акта, который мог бы связать руки администрации.
«Мы хотели бы иметь возможность проявлять гибкость и «усиливать огонь», когда это нам необходимо, но при этом поступать так, чтобы оставалась возможность поддерживать конструктивный диалог», — заявил Тиллерсон, выступая на слушаниях комитета Палаты представителей по международным делам.
«Я, конечно, согласен с мнением нескольких членов палаты, представляющих обе партии, о том, что Россию необходимо привлечь к ответственности за ее вмешательство в выборы в США», — сказал Тиллерсон. Он отметил, что согласен с заключением о том, что Россия действительно предпринимала подобные попытки.
Но Тиллерсон также заявил, что его задача — попытаться улучшить отношения США с Россией так, чтобы это пошло на пользу Америке. Он сказал, что новые санкции могут этому помешать.
Выступление Тиллерсона по сути является предупреждением о том, что администрация может выступить против пакета новых санкций, который может быть утвержден в Сенате на этой неделе.
Но если судить по результатам голосования в Сенате, в случае поддержки поправок Конгрессом заблокировать ее президентским вето будет невозможно. Палате представителей еще предстоит голосование по этой законодательной мере, которая была включена в законопроект, пользующийся поддержкой в Конгрессе, об ужесточении санкций в отношении Ирана в ответ на испытания баллистических ракет.
Даже сторонники президента согласились в этом вопросе с его самыми ярыми критиками и проголосовали в поддержку санкций против России. Тем самым они претворили в жизнь то, что председатель банковского комитета сената, республиканец от штата Айдахо Майк Крапо (Mike Crapo) назвал «надлежащей мерой воздействия» на Россию. По его мнению эта мера «позволит Конгрессу осуществлять должный контроль за использованием этих высокоэффективных санкций».
Поправка, за которую законодатели проголосовали в среду, позволит Конгрессу блокировать любые попытки администрации Трампа — или любого другого президента — отменить санкции без согласия Конгресса.
Это также позволит законодательно закрепить существующие санкции в отношении России, введенные за аннексию Крыма и участие в войне на востоке Украины.
Затем на основании этой поправки против Москвы будут введены новые санкции. Они связаны с действиями России в Сирии, где Кремль поддерживает режим президента Башара Асада, а также с ее вмешательством в прошлогодние президентские выборы в США.
Законодательные карательные меры направлены на различные сферы, в том числе на сферу российской разведки и обороны, на некоторые области ее энергетического сектора, а также на российскую металлургическую, горнодобывающую промышленность и железнодорожную отрасль. Сюда также относятся и меры, позволяющие более эффективно противодействовать коррупции и выявлять незаконные финансовые схемы, связанные с Россией.
Эта поправка была поставлена на голосование после нескольких раундов обсуждений и согласований между председателями банковского комитета и комитета по международным делам, а также лидерами Конгресса. В переговорах участвовали сенаторы-республиканцы Джон Маккейн (John McCain) от штата Аризона, Линдси Грэм (Lindsey Graham) от штата Южная Каролина, а также сенаторы-демократы — Джинн Шахин (Jeanne Shaheen) от штата Нью-Гемпшир и Ричард Блюменталь (Richard Blumenthal) от штата Коннектикут. Все они выступали за то, чтобы в итоговый документ были включены различные аспекты.
До появления этой поправки сенат предлагал три законопроекта, пытаясь ужесточить или усилить существующие санкции против России. Председатель комитета сената по внешним делам, республиканец от штата Теннеси Боб Коркер (Bob Corker), который сначала выступал против призывов продвигать поправки о санкциях против России, на этой неделе заявил, что подготовил еще один — четвертый по счету — законопроект по этому вопросу, хоть так его и не внес.