Новое правительство Македонии готово пойти на смену имени: соседняя Греция добивается этого вот уже 26 лет. Если разговоры дойдут до дела, Македония надеется стать членом оборонного альянса НАТО.
Fyrom — вот как зовут греки своего соседа на севере, чья столица называется Скопье. Это имя образовано от английского сокращения «бывшая югославская республика Македония».
Упоминать Македонию — табу. Один из регионов Греции носит такое же название, и, с точки зрения Афин, притязания соседней страны на имя подразумевают также и ее притязания на территорию Греции.
Спор из-за имени разразился с момента получения Македонией независимости в 1991 году. Он помешал вступлению Македонии как в ЕС, так и в НАТО, так как у Афин есть право вето.
Но сейчас кризис, вероятно, близится к разрешению. Новое правительство в главе с Зораном Заевым, вступившим в должность 31 мая, посылает соседу сигналы о примирении.
«Я хочу попросить Грецию подумать, какого именно соседа они хотят. Хотят ли они иметь рядом стабильную, дружелюбную страну, которая стремится к демократии и справедливости?»
Какая этому может быть альтернатива, Димитров не уточнил, но он призывает Афины воспользоваться «этой исторической возможностью».
Как именно будет называться Македония, министр иностранных дел сказать не захотел. Но говорят, что это будет какое-то составное имя вроде «Северной Македонии» или «Верхней Македонии», чего Греция и требовала ранее.
Одна из причин резкой перемены позиции Скопье по этому вопросу — растущий интерес России к Балканам, который беспокоит многих в большинстве бывших югославских республик. Недавно членом НАТО стала Черногория — после попытки государственного переворота, в котором, как многие подозревают, была замешана Москва.
Никола Груевский, предыдущий консервативный премьер-министр Македонии, делал ставку на жесткую линию в отношении Греции. При нем возводились памятники Александру Великому, воинственному греческому царю, жившему в IV веке до р. Хр. и правившему античной Македонией. Аэропорт Скопье также был назван в честь Александра.
В интервью по македонскому государственному телевидению на прошлой неделе премьер-министр Зоев сказал, что такое поведение было провокационным и «навредило отношениям с Грецией». В то же время он отказался сносить памятники Александру, сославшись на то, что это будет слишком дорого.