При взгляде на снимки из космоса или во время радиопередач над Калининградом открывается своего рода черная дыра: никто не знает, что происходит, поэтому соседние страны очень обеспокоены.
В Европу возвращается ракетный призрак, изгнанный в 1987 году Договором РСМД. Россия разворачивает свои комплексы С-400, «Искандер» и «Тополь-М» в Калининграде, российском анклаве, расположенном между Литвой и Польшей. Ракеты совместимы с ядерными боеголовками. «Искандеры» способны поразить Берлин, задеть Копенгаген и Стокгольм. Учитывая небаллистические характеристики ракет, оборонный и перехватывающий потенциал указанных государств становится практически несущественным.
Вашингтон и НАТО не имеют почти никаких сомнений относительно развертывания военной техники. Впрочем, Москва этого и не отрицает. Напротив, она строит на этом свою военную стратегию в Европе.
Генерал Джон Рутерфорд Аллен (John Rutherford Allen) не пытается деликатничать: «НАТО и его члены имеют все основания для беспокойства в связи с безосновательным нарушением Договора РСМД. НАТО придется рассмотреть меры для защиты от этой новой российской угрозы». Бывший глава международной коалиции по борьбе с ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.) теперь руководит исследованием способов адаптации Североатлантического альянса к современным реалиям безопасности, в котором принимает участие также бывший министр обороны Италии адмирал Джампаоло Ди Паола (Giampaolo Di Paola). Перед ними стоит множество непростых задач — от информационной войны до миграционных потоков. Итоговый доклад будет опубликован в конце этого года, но анализ этого российского «рывка» вполне понятен: Россия нашла ахиллесову пяту НАТО в неспособности объединить систему безопасности с ядерным сдерживанием.
Можно предположить, что ракеты в Калининграде являются сдерживающим средством, которое обеспечивает Москве коридор безопасности в Балтике. Калининграду никто не угрожает: не существует планов, учений НАТО, направленных против этого города. Однако он расположен в окружении стран НАТО и ЕС, и в российском понимании безопасности, не приемлющем территориальной близости, Калининград по определению подвергается риску.
Но этого было бы недостаточно, чтобы поставить под вопрос архитрав безопасности в Европе. Договор РСМД, подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом, был первым большим шагом к снижению объемов ядерного и традиционного оружия. Уничтожение ракет средней и малой дальности (а они были физически уничтожены) исключало возможность ядерного удара без предупреждения. Развертывание сил в Калининграде — это шаг на 40 лет назад. НАТО придется пересмотреть свою доктрину ядерного сдерживания.
Мы ожидаем безответственного поведения от Ким Чен Ына. Но не от Владимира Путина. Российский президент способен выбить из равновесия своих противников неожиданными действиями, часто поднимая ставку в игре. Крым и Сирия — показательные примеры в этом отношении. В Калининграде же Путин ведет рискованную игру с применением опасных игрушек. Он также направляет Россию по пути недоверия, сказок о «патриотичных» российских хакерах, о нарушении договоренностей и крапленых картах — от геополитики до спорта. Неудивительно его понимание решения Трампа о выходе из Парижского соглашения о климатических изменениях: это солидарность между теми, кто не чувствует себя обязанным соблюдать договоренности.
Отказ от РСМД делает тактику сдерживания еще более необходимой. По мнению Виктории Нуланд (Victoria Nuland), занимавшей пост постоянного представителя США в НАТО при Джордже Буше и специального посланника Госдепартамента США по вопросам Договора об обычных вооруженных силах в Европе при Обаме, «развертывание российских ракет в Калининграде требует от НАТО пересмотра коллективной обороны и пятой статьи Вашингтонского договора».
Усиливается также необходимость прямого диалога с Москвой. Недавно один бывший чиновник ФСБ (бывшего КГБ) рассказывал мне: «России недостаточно соглашения по Украине; требуется более обширное соглашение, которое касалось бы также системы противоракетной обороны», которая всегда — в 1983 году Рейган произнес речь о «звездных войнах» — была палкой в колесах Москвы.
С точки зрения России, ракеты в Калининграде обходят противоракетную оборону НАТО, обеспечивая таким образом стратегическое равенство с США. С точки зрения Вашингтона и Альянса, система противоракетной обороны предназначена для защиты от «маленьких» агрессоров, таких как Иран и Северная Корея; она бы не смогла остановить огромный российский арсенал. Москва, однако, упорно придерживается мифа о равенстве сил, она не хочет обнаружить себя в более слабом положении, уступая хотя бы в одном пункте. Настало время обеим сторонам серьезно поговорить, прежде чем они окажутся втянуты в новое, опасное и непредсказуемое обострение ситуации.