США импортируют довольно большое количество стали и сырья для сталелитейных производств из России: в прошлом году объем импорта составил 2 миллиона метрических тонн. Россия занимает седьмое место в списке крупнейших экспортеров стали в США, опережая даже Китай.
Чушковый чугун — это материал, используемый для изготовления стали. Его можно переплавлять в дуговых электропечах, как и стальной скрап. Сейчас внутренние производители почти не выпускают товарный чушковый чугун. Тот чушковый чугун, который производится в США — в доменных печах — обычно полностью расходится по американским сталелитейным предприятиям. То есть у Америки просто нет чугуна, который она могла бы продавать другим.
Поэтому США необходимо закупать чушковый чугун из-за рубежа. Угадайте, кто является его главным поставщиком? Россия.
В апреле на долю России пришлось 59% импорта в США: она экспортировала 288 081 метрическую тонну чушкового чугуна в США (для сравнения: Бразилия экспортировала 108 556 метрических тонн, Украина — 71 321 метрическую тонну).
В целом в апреле объемы импорта чушкового чугуна достигли максимума за последние восемь месяцев, и Россия продолжает доминировать на рынке. Согласно данным Министерства торговли и Комитета внешней торговли США, в апреле Америка импортировала 489 587 метрических тонн чугуна.
Более того, с мая прошлого года Россия экспортировала в США в среднем по 210 тысяч метрических тонн другой металлопродукции в месяц, что в целом составило около 2,5 миллиона метрических тонн, о чем свидетельствуют данные Системы мониторинга и анализа импорта стали (SIMA). SIMA представляет собой инструмент обеспечения исполнения и соответствия нормам законодательства и входит в структуру Министерства торговли.
Объемы импорта российской стали достигли пика в 2014 году, когда они составили 4,3 миллиона метрических тонн. Этот всплеск привел к продлению срока действия антидемпинговых пошлин — которые уже действовали в тот момент благодаря усилиям местных производителей стали — на некоторые виды прокатной стали. Размер этих пошлин варьировался от 74% до 185% на горячекатаные рулоны.
Однако большая часть металлопродукции, поставляемой из России в США, представляет собой стальные полупродукты — блюмные заготовки, чушки и плоские заготовки. Эти продукты являются следующей ступенью после чушкового чугуна, и они служат сырьем для изготовления конечных изделий сталелитейных предприятий США.
Объем импорта продукции российских сталелитейных заводов резко вырос в последние несколько месяцев: 381 032 метрические тонны в апреле против 264 055 метрических тонн в марте и 187 656 метрических тонн в феврале. В мае импорт превысил 400 тысяч метрических тонн.
Расследование, которое проводится в соответствии со статьей 232 Закона о расширении торговли, позволит выяснить, является ли импорт российской стали угрозой для национальной безопасности США. Если это так, Министерство торговли может рекомендовать самые разные варианты действий — введение дополнительных пошлин, квоты и так далее — которые президент может затем предпринять.
Множество сигналов, исходящих от администрации Трампа, указывают на то, что очень скоро она закрутит гайки в вопросах импорта стали. Президент заявил об этом в понедельник, 12 июня.
Однако пока неизвестно, насколько масштабным — или избирательным — будет это наступление на импорт стали. Некоторые продукты сталелитейного производства, которые не изготавливаются в США или не представляют угрозы для национальной безопасности, могут быть исключены. Между тем некоторые страны — такие как Китай — могут оказаться главными мишенями, тогда как остальных ограничения могут миновать.
Кроме того, в понедельник группа американских производителей линейных труб выступили с заявлением, что принадлежащая России компания EVRAZ North America, которая производит трубы в Канаде, «лишила американскую промышленность возможности заключить масштабную сделку на продажу труб и агрессивно пытается отобрать другие крупные сделки, несмотря на то, что администрация готовится выступить с рекомендациями в соответствии со Статьей 232 касательно того, является ли импорт стали и металлопродукции угрозой для национальной безопасности». Они настаивают на том, чтобы в отношении этой компании были применены соответствующие меры.
Если администрация США выберет жесткий подход в вопросе импорта российской стали — объясняя это требованиями национальной безопасности — это поможет опровергнуть распространенное убеждение в том, что президент слишком мягок с Россией, или что он излишне равнодушен к хакерским атакам россиян.
Но что если потенциальные меры не коснутся России или части ее экспорта стали в США? Это нанесет существенный вред имиджу администрации Трампа. Учитывая текущее расследование хакерских атак России, такое решение может привести к возникновению еще более серьезных подозрений.