С 2011 года ОАЭ не прекращают оказывать помощь Ливии для того, чтобы преодолеть последствия февральской революции. Они используют различные пути, то поддерживая сепаратистов и повстанческих лидеров, то поставляя огромное количество оружия, несмотря на установленное ООН эмбарго.
Нарушение эмбарго ООН
Вмешательство ОАЭ в Ливию стало еще более заметным в мае 2014 года после появления на мировой арене такой фигуры, как фельдмаршал Халифа Хафтар, который впоследствии заявил о военном перевороте в существующих государственных организациях, однако сам играл неоднозначную роль во всем этом. Все это было подтверждено в нескольких официальных и неофициальных отчетах, последним из которых был ежегодный доклад Международного комитета по санкциям в отношении Ливии.
Согласно информации, представленной в этом докладе, благодаря поддержке ОАЭ воздушные силы Ливии набирают обороты и расширяют свои мощности. Комитет полностью уверен в том, что помощь ОАЭ, привела лишь к увеличению числа жертв в ливийском конфликте, а непрекращающиеся поставки оружия в страну, по мнению экспертов, ведут лишь к затягиванию войны, сохранению хаоса и разделению территории страны между тремя конкурирующими правительствами. Кроме того, в докладе отмечается, что используя связи с Саудовской Аравией, ОАЭ смогли передать силам Хафтара 195 боевых машин «Пик-ап», несколько вертолетов Ми-24 белорусского производства, не говоря уже о развитии военной базы в населенном пункте Харуба на юге муниципалитета Эль-Мардж в Киренаике, где были построены самолетные ангары.
Доклад, раскрывший нарушения со стороны ОАЭ, не первый в своем роде. В марте 2015 году в докладе ООН сообщалось, что контрабанда оружия в Ливию включает в себя передачу не только боеприпасов и оружия, но и истребителей, поставляемых ОАЭ и Египтом. С момента своего вторжения в Ливию ОАЭ вместе с Халифой Хафтаром, старались подтолкнуть ливийский народ к революции, чтобы завершить ливийский конфликт и привести к власти военных, как это произошло в Египте, когда Абдель-Фаттах аль-Сиси смог прийти к власти в результате военного переворота против избранного президента Мухаммеда Мурси.
Присутствие на местах
ОАЭ не только контрабандным путем ввозят оружие в Ливию, но и вербуют наемников для того, чтобы они действовали в интересах своей страны. Среди таких следует выделить следующих политиков: министр планирования в эпоху Каддафи и глава Переходного национального совета во время революции Махмуд Джибриль, одна из ключевых фигур в Альянсе национальных сил, возглавляемых Джибрилем, Абдул Маджид Меликка, посол Ливии в ОАЭ Али Анабид, известный своей ненавистью к мусульманам и считающимся близким другом Джибриля. По информации спецслужб и многих СМИ, ОАЭ прочно обосновались в Ливии и проводили военные операции, также как и сейчас сотрудничая с Египтом, они осуществляют бомбардировку Дерны.
В октябре 2016 года организация, занимающаяся военными исследованиями, Janes опубликовала отчет, подтверждающий тот факт, что в период с июня по май 2016 года ОАЭ создали военную базу в Восточной части Ливии, откуда впоследствии были выпущены легкие штурмовики АТ-802 и беспилотные летательные аппараты для поддержки операции «Достоинство», осуществляемой под руководством Хафтара. Также были опубликованы фотографии, сделанные на этой базе 23 июля того же года, на которых изображено огромное количество самолетов. В докладе отмечалось, что в то время ОАЭ создали военную базу на месте аэропорта Аль-Хадим, который до их вмешательства был обычным гражданским аэропортом со скромной инфраструктурой.
Роль ОАЭ остается сомнительной
ОАЭ стремится уничтожить Ливию, превратить ее территории в районы постоянных конфликтов, а также разрушить социальную структуру страны. ОАЭ стали прибежищем для лидеров режима Каддафи и сторонников контрреволюции в этой арабской стране, которая уже долгое время живет за счет войны и распространения оружия. Кроме политической и военной поддержки, полученной контрреволюционерами в Ливии со стороны ОАЭ, сыновья эмира Зайда нашли новые способы, и использовали незнакомое арабам оружие, основанное на принципе «купи-продай совесть», что и стало одним из определяющих факторов внешней политики ОАЭ.
Сначала ОАЭ приобрели «совесть» международного посредника, работающего в Ливии, Бернарда Леона. Он был назначен президентом Академии дипломатии ОАЭ, целью которой является развитие отношений страны со всем миром, продвижение и укрепление внешней политики, а также обучение сотрудников, работающих в дипломатии за 53 тысячи фунтов стерлингов в месяц. Все эти действия проводились для того, чтобы осуществить свои планы в Ливии, что и произошло в конечном итоге. СМИ опубликовали подтвержденные данные о союзе Леона с ОАЭ. «Я не работаю над разработкой политического плана, который будет затрагивать всех и в котором все стороны будут взаимодействовать на равных. Я работаю в соответствии со стратегическим планом полной делегитимизации Всеобщего национального конгресса», — такие слова Леона лишь подтверждают его предвзятость к одной из сторон конфликта.
Ранее 10 ноября 2015 года ливийское правительство в Триполи объявило об аресте эмиратского офицера по обвинению в шпионаже, указав на то, что среди его документов и файлов на компьютере были обнаружены доказательства его причастности к преступной деятельности. Прокурор Садик Ас-Сур сказал, что офицер, которого он знает под именем Юсуфа Сакра Ахмада Мубарака, был арестован в Триполи после того, как спецслужбы обнаружили информацию о его деятельности. Роль ОАЭ в Ливии не менее «ужасающая», чем в Тунисе, Египте и Йемене. Сегодня их целью является посеять раздор и конфликт в Персидском заливе, который разделит и раздробит его на части, а также прекратить сотрудничество в рамках совета Персидского залива.