2 декабря 2015 года в городе Уэст-Палм-Бич, штат Флорида, США, состоялась конференция при участии Credit Suisse Group, одного из мировых гигантов в банковской сфере, который управляет финансовыми активами на сумму один триллион долларов. В конференции приняли участие бизнес-элита США и других стран мира, руководители международных компаний, иными словами, мероприятие предоставило прекрасную возможность увидеть «китов» мировой экономики в одном месте.
После того как менее чем через месяц конференция завершилась, на сайте SoundCloud появилась аудиозапись, опубликованная хорошо известным новостным агентством First Look Media, которое учредил миллиардер и основатель Ebay Пьер Морад Омидьяр. На аудиозаписи под названием Lockheed Martin 3rd Annual Industrials Conference можно услышать исполнительного вице-президента американской оборонной компании Lockheed Martin Брюса Таннера, говорящего о прибыли, полученной компанией в 2015 году. Он отметил, что Lockheed Martin намеревается извлечь «косвенную выгоду» из войны в Сирии.
Таннер открыто заявил о том, что спрос на ракеты производства Lockheed Martin заметно увеличился со стороны ряда государств, таких как Объединенные Арабские Эмираты и Королевство Саудовская Аравия в связи с недавней войной в Йемене. Таннер назвал эти ракеты «товаром народного потребления», имея в виду, что ракеты и другие виды оружия используются только один раз, что хорошо с точки зрения прибыли.
Исполнительный вице-президент не единственный, кто придерживается такого мнения. В своей совместной статье, опубликованной на сайте TheIntercept (один из главных проектов First Look Media), журналисты Ли Фан и Заед Джилани сообщают, что Уилсон Джонс, исполнительный директор корпорации Oshkosh, занимающейся производством оборонной техники, также получил свою долю «ближневосточного пирога», о чем свидетельствуют его слова, что «с ростом угрозы со стороны «Исламского государства» все больше стран заинтересованы в покупке бронеавтомобилей M-ATV производства Oshkosh. Он добавил, что во время деловой поездки на Ближний Восток он заметил, что арабские государства намерены провести механизацию своих пехотных отрядов.
Не остался незамеченным на мероприятии еще один американский гигант в области оборонной промышленности — Raytheon. Том Кеннеди, являющийся исполнительным директором компании с рыночной стоимостью в 23 миллиарда долларов, среди прочих воспользовался хаосом на Ближнем Востоке. Он заявил, что наблюдается увеличение уровня производства и рост спроса в связи с «оборонительными шагами» многих ближневосточных стран. Благодаря Кеннеди мир знает, что под нейтральным выражением «оборонительные шаги» подразумевается оружие. Том упомянул о недавней встрече с саудовским монархом королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом, добавив, что любое «столкновение» является главной причиной растущего спроса, будь то конфликты в Йемене, Сирии или Ираке, или же борьба с «Исламским государством» (запрещена в РФ — прим. ред.) в различных регионах. В очередной раз Кеннеди использует официальную терминологию, называя столкновениями то, что следовало бы назвать настоящей войной.
Миллиардные бюджеты
У международных компаний, производящих оружие, в особенности американских, есть два пути получения огромных прибылей. Первый — через контракты с местными министерствами обороны. В таком случае компания именуется «оборонным подрядчиком», который должен удовлетворить потребности армии государства. Чем выше численность вооруженных сил и чем более она вовлечена в конфликты за рубежом, тем, разумеется, выше прибыль подрядчика. Второй путь — это экспорт оружия и военной техники в другие страны мира.
В совокупности американские оборонные подрядчики производят треть всего оружия в мире (31% от уровня мирового производства). За ними следуют российские компании, доля которых на рынке составляет 27%. В Соединенных Штатах расходы на оборону составляют довольно большую часть общего бюджета.
После вторжения в Ирак в 2004 году уровень расходов США на оборону не опускался ниже 500 миллиардов долларов, а последние пять лет они составляют 600 миллиардов долларов. Нам достаточно знать, что только в 2011 году в рамках программы по производству истребителей F-35 компании Lockheed Martin было выделено 11,4 миллиарда долларов. В том же году доход компании от продаж истребителей составил 80,7 миллиардов долларов, из которых 12,2 миллиарда долларов — чистая прибыль за год. Согласно данным американского Совета по международным отношениям с 2013 года по решению Конгресса оборонный бюджет последовательно сокращался, и речь идет о миллиардах долларов. Так, если в 2012 году оборонный бюджет составлял 671 миллиард долларов, то годом позже он сократился до 619 миллиардов долларов, что ознаменовало самое большое сокращение с 1991 года. Все это — в рамках плана Конгресса по сокращению расходов на оборону в период между 2013 и 2021 годами на сумму 454 миллиарда долларов.
В связи с этим очень важно иметь в виду, что военный бюджет США оказывает влияние на уровень военных расходов во всем мире. Его увеличение автоматически влечет за собой увеличение оборонных расходов как союзных стран, так и соперников США на международной арене. Причина в том, что военный бюджет США состоит не из расходов на импорт, а из расходов на экспорт, ведь США находятся в «сердце» мирового производства оружия.
Война на земле — акции взлетают до небес
Цена акций компаний, производящих оружие, постоянно растет, то же самое можно сказать об уровне военных расходов США, несмотря на короткий период их сокращения (с января 2013 года). В то же время террористические акты в разных частях Европы, в том числе в России, ответственность за которые взяла на себя организация «Исламское государство», угроза со стороны Китая, нависшая над большинством соседних азиатских государств, три войны на Ближнем Востоке (в Йемене, Сирии и Ираке), а также напряженность в более чем пяти других регионах, в которых в любой момент могут начаться вооруженные конфликты, — все это идеальные условия для взлета акций оборонных предприятий. Иными словами, когда на земле царит хаос, акции взлетают до небес.
Если мы обратим внимание на акции девяти крупнейших компаний с рейтингом А+ и А, т. е. те акции, которые постоянно растут в цене и приносят быструю прибыль, то увидим, что акции компании Lockheed Martin подскочили на 13% в 2015 году, а к июлю 2016 года рост цен продолжался уже в течение 52 недель. Пятую часть прибыли компании составляют доходы от экспорта.
Во втором квартале 2016 года прибыль с каждой акции компании Lockheed Martin составила 3,32 доллара, в то время как ее рыночная стоимость равна 240 долларам. При этом общая стоимость акций составила 73 миллиарда долларов, в то время как одна акция крупной компании L3, производящей системы связи и управления преимущественно военного назначения, в первом квартале 2016 года принесла прибыль в размере 2,08 доллара, по сравнению с 1,38 доллара за тот же период в 2015 году.
Ричард Сафран, директор Букингемского Центра маркетинговых исследований, заявил, что не ожидал, что столь стремительного укрепления позиций Lockheed Martin на рынке. По его оценкам, прибыль компании увеличилась со 100 до 200 миллионов долларов, и продажи ракет превзошли все ожидания.
На вопрос о том, повлияет ли то, кто победит на выборах в президенты США, на продажи оружия, Ричард Сафран ответил, что состояние оборонной промышленности зависит лишь от военных угроз, кто именно сидит в Белом доме, не имеет значения.
Мир ракет
Существует простое объяснение тому, почему компании-гиганты, производящие оружие, так называемые «короли войны», извлекают огромные прибыли из хаоса, царящего на Ближнем Востоке.
23 сентября 2014 года Соединенные Штаты нанесли удары по многочисленным целям в Сирии. Тогда Центральное командование вооруженных сил США заявило, что целью ударов стали опорные пункты террористической организации «Исламское государство». Так, по приказу генерала Ллойда Остина два военных корабля, а именно, крейсер USS Philippine Sea в Персидском заливе и авианосец USS Philippine Sea в Красном море, произвели запуск 47 ракет «Томагавк» по упомянутым целям. Каковы будут последствия такого шага, не были известны, командование ограничилось общей фразой «цели достигнуты».
Общественности не известна точная стоимость одной ракеты «Томагавк». Представители ВМС США говорили, что стоимость ракеты приближается к 600 тысячам долларов, но это данные с 1999 года, так что учитывая стоимость доллара в настоящее время, некоторые военные эксперты говорят о 1,14 миллиона долларов за ракету, в то время как другие считают, что ее стоимость достигает 1,5 миллиона долларов.
Возьмем среднее значение, которое, наверняка меньше, чем стоимость ракеты на самом деле, — один миллион долларов. Эта цифра была получена путем отслеживания сделок между Raytheon и Пентагоном за последние годы. Согласно расчетам Соединенные Штаты потратили 47 миллионов долларов на операцию на узком пространстве в рамках одного государства, которая длилась в течение всего нескольких часов, и это не учитывая затрат на эксплуатацию двух военных кораблей и другие расходы. Иными словами, на одни ракеты было потрачено 47 миллионов долларов, не больше и не меньше.
Всего через три дня после упомянутых ударов по объектам в Сирии, Пентагон заключил контракт с компанией Raytheon. Сумма контракта составила 251 миллион долларов, которые должны были пойти на покупку ракетных комплексов компании Tucson, филиала Raytheon. В течение двух лет компания должна была предоставить ВМС США 231 ракету «Томагавк», а также 20 аналогичных ракет ВМС Великобритании. Это единственная страна, которая наряду с США обладает ракетами «Томагавк».
Данные события, произошедшие в течение одной недели, иллюстрируют степень влияния «королей войны» и источник их колоссальных прибылей. Напомним, что Пентагон принял всеобъемлющий план, согласно которому арсенал ракет «Томагавк» будет обновлен. Так, планируется производство дополнительных 4000 ракет нового поколения.
В 2015 году Министерство обороны США потратило 194 миллиона долларов на покупку 100 тактических ракет «Томагавк», а это значит, что стоимость одной ракеты выросла до 1,94 миллиона долларов. Большинство из них были использованы, и разумеется, на Ближнем Востоке. 3 февраля 2016 года министр обороны США Эштон Картер заявил, что Пентагон будет просить Конгресс выделить два миллиарда долларов для реализации того, что было запланировано в 2014 году, то есть, начать производство 4000 ракет «Томагавк» в течение ближайших пяти лет. Кроме того, Пентагон просил выделить 1,5 миллиарда долларов на развитие двух других видов оружия. Наконец, в рамках будущей программы обороны страны FYDP 2,9 миллиарда долларов было запрошено для развития ракет SM-6, которые также производит компания Raytheon, впервые с возможностью направления их против кораблей.
Арабы: кто платит, тот не заказывает музыку
Хотя согласно поговорке, кто платит, тот и заказывает музыку, арабские государства, в особенности страны Персидского залива, тратящие огромные средства на оборону, являются исключением из правила.
В прошлом году, прибыль Raytheon составила 23,2 миллиарда долларов, из которых около 7,2 миллиардов (31% от общей прибыли) — доходы от экспорта. Как ожидается, к концу 2016 года прибыль увеличится до 24,5 миллиарда долларов. По словам директора департамента финансовых операций Тоби О'брайана 31% — это рекордная цифра с момента начала роста продаж в 2009 году, и она ознаменовала вхождение «Raytheon» в число ведущих компаний (наряду с Lockheed Martin, General Dynamics и другими), извлекающих прибыль из гонки вооружений на Ближнем Востоке.
В своем интервью О'Брайан отметил, что падение цен на нефть на мировом рынке ни каким образом не влияет на спрос на американское оружие со стороны нефтяных государств в Персидском заливе. Их военные расходы по-прежнему растут, как и в мире в целом.
Отчет британской компании IHS, предоставляющей аналитические услуги, это подтверждает. В конце 2015 года согласно ежегодному отчету компании Королевство Саудовская Аравия заняло первое место среди крупнейших импортеров оружия в мире, его военный бюджет увеличился на 50% по сравнению с 2014 годом, составив 9,3 миллиарда долларов, львиная доля которого направляется американским компаниям, производителям оружия. В то же время Великобритания также производит оружие для Эр-Рияда. С самого начала войны в Йемене, было приобретено британское оружие на сумму 2,8 миллиарда фунтов стерлингов, которые возродили британскую военную промышленность. Именно по этой причине Дэвид Камерон защищал Саудовскую Аравию перед палатой общин, выступая против законопроекта, вводящего запрет на продажу вооружения королевству.
Египет, экономика которого переживает не лучшие времена, стал четвертым крупнейшим импортером оружия в мире после Саудовской Аравии, Индии и Австралии. Его военный бюджет составил 2,3 миллиардов долларов. Согласно отчету, до 2013 года расходы на оборону страны не превышали одного миллиарда долларов. При этом некоторые страны Персидского залива, а именно ОАЭ и Саудовская Аравия обещали покрыть большую часть военных расходов Египта.
Военные расходы не ограничиваются только лишь войной в Йемене, или расходами США в Ираке, или импортом оружия со стороны Египта. Все они являются «золотой жилой» для производителей оружия, но на ее вершине Сирия. В отчете журналистов в рамках балканского проекта «BIRN» (The Balkan Investigative Reporting Network), выполненном совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP — the Organized Crime and Corruption Reporting Project) за 2015 год, отмечается, что такие виды легкого и среднего оружия, как винтовки, АК-47, минометы, пулеметы и тяжелые бомбардировщики, противотанковое оружие, были импортированы странами Персидского залива и соседними с Сирией странами из Балкан. Большая часть этого оружия была отправлена в Сирию.
Таким образом, легкое и среднее оружие на сумму более 1,2 миллиарда евро было доставлено на Ближний Восток из Восточной Европы. Такая торговля ведется уже четыре года и регион не становится более стабильным, и все потому, что где-то в других точках земного шара ближневосточные войны рассматриваются как шанс получить большую прибыль.