Обсуждение условий Брексита началось 19 июня в Брюсселе со сценария крайне жесткого выхода. Члены Европейского Союза выражают готовность к борьбе, а британские деловые круги все еще остаются в сильнейшем смятении, однако ни у кого не уверенности, что она пойдет до конца.
Тереза Мэй решила начать с понедельника переговоры по Брекситу и поручила министру по выходу Великобритании из Европейского Союза Дэвиду Дэвису (David Davis) представить и отстаивать жесткий сценарий.
Многие считают это провокацией. Какой-либо перемены курса после итогов парламентских выборов здесь не просматривается.
Это неожиданное решение застало врасплох представителей Брюсселя, которые полагали, что британский премьер попросит отсрочку с учетом непростой ситуации, в которую она сама себя поставила. Но, может, для нее это «последний бой чести» перед сменой политики? Не факт…
Глава представителей ЕС на переговорах Мишель Барнье (Michel Barnier) был готов дать англичанам несколько дней или даже недель отсрочки, чтобы те смогли скорректировать свою позицию.
Но для Терезы Мэй ни о каком промедлении не может быть и речи. Она не стала ждать даже запланированного на вторую половину дня выступления королевы по случаю официального открытия парламентского года (в Лондоне это восприняли не лучшим образом) и даже окончания формирования ее правительства (еще одна провокация в отношении парламентариев). Премьер даже не захотела дождаться формирования более примирительного проекта.
Таким образом, она идет на большой риск, однако ее позиции расшатаны как внутри страны, так и за ее пределами.
С помощью досрочных выборов она стремилась укрепить свою легитимность, однако лишилась в результате принадлежавшего консерваторам большинства и оказалась вынуждена добиваться поддержки ирландской партии, у которой нет такой четкой позиции по Брекситу. Иначе говоря, Мэй получила в результате большинство, которое выступает за Брексит не так активно, как раньше, потому что состоит из альянсов.
На европейском уровне лидеры ряда стран, в том числе Франции и Германии, дали понять Терезе Мэй, что готовы принять меры для того, чтобы Великобритания мола не выходить из ЕС.
Европа нуждается в Великобритании… а ей необходим европейский рынок.
Финансовые и промышленные круги, а также молодежные движения Великобритании не упустили случай, чтобы вновь потребовать смягчения этой слишком жесткой идеологической позиции.
Таким образом, европейцы во главе с Мишелем Барнье подтвердят условия «развода» и в частности связанные с ним суммы. Речь идет о примерно 100 миллиардах евро, которые Великобритании придется выложить за выход из ЕС. Раз она отказывается от лежащих в основе ЕС свобод, то теряет европейский паспорт, что в свою очередь лишает британские товары и услуги свободного доступа на большой рынок. Кроме того, британские граждане лишатся имеющихся у них в Европе социальных преимуществ.
Основополагающие свободы включают в себя, в том числе свободу движения капиталов, товаров, услуг и, самое важное, людей.
Европейцы приступили к работе в понедельник с уверенностью в том, что Тереза Мэй останется на изначальных позициях: полный выход из Евросоюза по итогам переговоров, которые могут оказаться очень тяжелыми, поскольку у Лондона вовсе не обязательно могут найтись необходимые экономические и финансовые ресурсы для проведения настолько жесткого Брексита.
Некоторые европейцы, в том числе и французы, полагают, что Тереза Мэй не хочет показаться уязвленной и стремится доказать, что только ей по силам провести выход из ЕС.
Финансовые круги Сити (они тоже готовятся к выходу и работе в отрыве от континента) все еще уверены в том, что Брексит обернется катастрофическими последствиями для британского народа. Станет меньше экономического роста, богатств, рабочих мест…
Они считают, что Тереза Мэй столкнется с такими политическими трудностями, что будет вынуждена подать в отставку в самом начале переговоров.
Лондонская экономическая пресса в свою очередь уверена, что нынешнее положение и будущее страны еще никогда не были таким туманными. Удивительно, но слова «замешательство» и «неопределенность» чаше всего проскальзывают именно в таблоидах, которые в прошлом довольно активно выступали за Брексит…