Черный дым затянул небо, к берегу реки прибивает трупы солдат… В 1917 году в результате Октябрьской революции к власти пришло советское коммунистическое правительство. 22 июня стало известно, что японские солдаты, принимавшие участие в сибирской кампании в 1918 году (участие армии Японской империи в интервенции стран Антанты во время гражданской войны в России — прим. ред.), оставили письма, в которых подробно рассказали об ожесточенных сражениях.
По словам солдат, хаотичная ситуация напоминала им период Сэнгоку (эпоха воюющих провинций) в Японии. В их письмах говорится о том, что в холодной Сибири напряжение возросло до предела: поселения сжигались дотла, их жителей убивали.
В будущем году исполняется 100 лет сибирской кампании. Обнаружение писем моряков — это крайне редкий случай. Специалисты считают их ценнейшими историческими материалами.
Г-н Танабэ служил на броненосце «Микаса» и других кораблях. В октябре 1918 года корабль зашел во Владивосток, после чего подразделение переместилось в Хабаровск. В январе 1919 года соединение разместилось в Благовещенске на реке Амур. Танабэ был артиллеристом и десятником в составе Амурской дивизии, которая поддерживала полицейские и сухопутные силы.
В его записках говорится о том, что различные антияпонские партизанские отряды взрывали железные дороги и узлы связи. Некоторые подразделения были полностью уничтожены, поэтому, по словам Танабэ, произойти могло все, что угодно.
Он в подробностях пишет о том, что отряду зачистки пришлось расстрелять 31 человека, которых подозревали в том, что они возглавляли партизанские отряды. Когда его подразделение атаковали вражеские силы, он написал: «Мне осталось жить всего три часа».
В деревне Ивановка под Благовещенском враги захватили телеграф. В марте 1919 года подразделение Танабэ атаковало Ивановку. Дома были сожжены; погибло около 300 жителей деревни. Танабэ так пишет о действиях своего командира: «Было принято решение сжечь всех, кто присоединился к экстремистам».
Канонерка Танабэ проводила операции на притоке Амура, реке Зее, и Шилке.
Он так рассказывает о своей реакции, когда рядом с канонеркой разорвался вражеский снаряд: «Я стрелял не переставая. Когда смочил ствол мокрой тряпкой, от него пошел пар как от раскаленного камня».
С апреля по май 1920 года Танабэ находился в Хабаровске. Там он принял участие в уличных боях при том, что его отряд был без связи и снабжения. Ежедневно их атаковали бронемашины и самолеты. Они отстреливались из пушек. Танабэ пишет: «Рядом разорвалось около 30 снарядов. Все было покрыто пылью. Сражение продолжилось и после заката, поэтому вести записи невозможно».