На Аляске еще сохранились такие географические названия, как Вальдес (Valdez) и Кордова (Cordova), напоминающие о том, что когда-то Испания владела этим царством льда.
Шла последняя четверть XVIII века, и Испания основательно закрепилась в Калифорнии, куда Карлос III направил католические миссии с тем, чтобы сдержать продвижение русских и обратить в христианскую веру местное население.
Испания придала новый толчок развитию этих земель, ведь российская угроза сохранялась, и, кроме того, было необходимо подтвердить или опровергнуть существование пролива Аниан, который, как утверждали, соединял Атлантический и Тихий океаны. Европейцы искали его с XVI века.
Именно по этой причине Испания отправила новые морские экспедиции на Север, в частности, под командованием Бодеги (Bodega), который в небольшой шлюпке героически пересек морские просторы и достиг Аляски. Воодушевленный этим, вице-король Новой Испании снарядил еще одну экспедицию под командованием капитанов Артеаги (Arteaga) и Переса (Pérez), и они на своих более совершенных кораблях достигли в 1779 году залива Нутка, сыгравшего ключевую роль в последующих событиях.
Поскольку никаких русских в тех краях обнаружено не было, Испания приостановила отправку экспедиций в последующие десять лет, что роковым образом отразилось на ее интересах. Все дело в том, что Кук (Cook) открыл для Европы тихоокеанское побережье США, где обитали морские выдры. Добычей шкурок этих зверьков тут же занялись европейские государства, не говоря уже о только что образовавшихся Соединенных Штатах. Испания же, которую интересовали более возвышенные темы, такие как суверенитет и миссионерство, с пренебрежением относилась к отлову морских выдр.
Ввиду возросшего объема прибрежного плавания в этом районе Карлос III решил заявить о правах Испании. Эстебан Мартинес (Esteban Martínez) и Гонсало Лопес де Аро (Gonzalo López de Haro) отправились в северные широты и обнаружили, что не только Россия намерена обосноваться в заливе Нутка, но также и Великобритания хочет обустроить там торговый перевалочный пункт.
После смерти Карлоса III новый вице-король Новой Испании, граф Ревилья-Хихедо (Revillagigedo) распорядился укрепить поселение в Нутке и суверенитет Испании в этом регионе. Капитан Сальвадор Идальго (Salvador Hidalgo), возглавивший отряд добровольцев Каталонии, совершил плавание вдоль берегов Аляски и назвал одно из мест Вальдесом. Он высадился на якорной стоянке в порту Кордова, установил дружеские отношения с местными жителями и 3 июня 1790 года от имени короля Испании вступил во владение Аляской. Таким образом Испанская империя достигла своих максимальных исторических размеров.
На следующий день прибыли русские. Идальго сумел их отбросить, нашел их штаб на полуострове Кенай и поднял там испанский флаг, тем самым подтвердив испанский суверенитет над Аляской.
Между тем Великобритания все больше приходила в негодование в связи с захватом судов и задержанием их капитанов в Нутке. Все это грозило вылиться в международной конфликт с участием Испании и Франции с одной стороны и Англии и Голландии с другой. По сути дела, Испания и Великобритания были готовы к войне. Великобритания, к тому времени уже ставшая морской державой, страстно желала покончить с испанским присутствием на Тихоокеанском побережье США и завладеть его богатствами: прежде всего, заняться рыболовством и торговлей мехами.
В итоге Великобритания достигла своих целей, но не силой оружия, а при помощи переговоров. Испания находилась в сложном положении и стремилась к переговорам, которые дорого ей обошлись. Она снесла свой форт в Нутке и обеспечила свободу мореходства в этом районе.
Соглашение было подписано в 1791 году, но его выполнили лишь через пять лет. В течение всего этого срока испанская база в Нутке обслуживала заходившие в нее британские, российские, французские и американские корабли, количество которых постоянно росло. Кроме того, она обеспечивала испанскую научную экспедицию под руководством Маласпины (Malaspina).
В итоге соглашение все же было выполнено. Испания спустила свой флаг в Нутке и снесла форт. Аляска и тихоокеанское побережье остались ничейными, и вскоре США прибрали их к рукам.
Еще одно небольшое замечание. Россия пыталась вытеснить Испанию из Калифорнии и со всего побережья, как предлагал камергер Резанов царю: «любая страна может стать частью Российской империи». Испания остановила Россию, ведь если бы она оккупировала плодородную Калифорнию, то уже не ушла бы оттуда и не продала бы ее, как заснеженную Аляску. Так что США должны быть благодарны за то, что Калифорния входит в их состав.