Брюссель дал европейским инвесторам «зеленый свет» на строительство газопровода «Северный поток — 2». Учитывая, что в этот проект уже вложено более миллиарда евро, вряд ли стоило ожидать, что от него откажутся. Это хорошая новость для России и Европы. Для первой — потому что новый газопровод расширит ее рынок сбыта и принесет новые контракты, которые помогут подъему российской экономики. Для второй — потому что «Северный поток — 2» даст ей возможность укрепить свою энергетическую стабильность, повысить конкурентоспособность на мировом рынке и создать новые рабочие места. Плохой новостью проект «Северный поток — 2» является только для Вашингтона, потому что этот газопровод укрепит связку России и ЕС и придаст этим двум мировым конкурентам США новые силы. Кто бы что ни думал, но Вашингтону нужен только такой Брюссель, который движется в координатах, заданных американскими интересами. Как только Брюссель начинает действовать самостоятельно, из «партнера» он превращается в противника. И противника опасного, потому что при определенных условиях ЕС может поравняться с США.
Причины американских проблем
Проект российско-европейского (по сути евразийского) энергетического сотрудничества, вероятно, наиболее опасен для американских интересов, потому что одновременно укрепляет и Брюссель, и Москву, а Вашингтон оставляет в стороне. Газопровод «Северный поток — 2» представляет собой расширение уже существующего трубопровода «Северный поток», протяженность которого достигает 1222 километра, а мощность — 55 миллиардов кубометров в год. Этот газопровод проложен по дну Балтийского моря и ведет из России и Германию. Благодаря проекту «Северный поток — 2», который удвоит мощность до 110 миллиардов кубометров в год, открываются новые возможности для масштабного евразийского партнерства, одним из значимых участников которого будет Китай. Вашингтонским стратегам все это кажется антиамериканским заговором, поэтому они смотрят на проект с опаской и подозрением.
Конечно, они правы: несмотря на то, что «Великая Евразия» не ориентирована непосредственно против американцев, она просто выбрасывает их из игры на континенте и отводит им роль младшего партнера. Именно в этом контексте стоит оценивать дипломатическо-разведывательное наступление США по всей Европе. Американцы в спешном порядке принимают европейские страны в НАТО и стремятся всеми средствами ограничить российское и китайское влияние. Единственный недостаток этой стратегии заключается в том, что она тупиковая. Пекин и Москва с наслаждением наблюдают за тем, как американцы выкладываются по максимуму и тратят огромные, но все скудеющие ресурсы, ведя геополитическую войну, победить в которой не могут.
Россию приободрила новость о том, что Европейская комиссия получила мандат на переговоры с представителями РФ о проекте «Северный поток — 2». Несмотря на ожесточенное сопротивление американских сателлитов (Польши и стран Прибалтики), большинство стран ЕС — и прежде всего Германия — ясно выразили свою поддержку данному проекту. Будущий газопровод имеет стратегическое значение в долгосрочной перспективе еще и вот по какой причине: в случае начала его эксплуатации вместе с трубопроводом «Турецкий поток» транзит российского газа через Украину будет прекращен уже в 2019 году. Это лишит Вашингтон прежней возможности пользоваться Киевом как рычагом давления на Москву. А вот Брюссель сможет вздохнуть с облегчением, поскольку Украина уже не будет значительным препятствием для сотрудничества с Россией. Иными словами, в этом случае можно будет так или иначе решить украинскую проблему.
Выгодные друг для друга партнеры
На прошлой неделе даже европейский комиссар по энергетике Марош Шефчович подтвердил, что мандат на переговоры с Россией получен. Еще в апреле компания Nord Stream 2 AG, штаб-квартира которой находится в Швейцарии, подписала соглашения с пятью европейскими партнерами: ENGIE (Франция), OMV (Австрия), Royal Dutch Shell (Голландия и Великобритания), Uniper и Wintershall (Германия). Эти компании обязались вложить в проект половину его общей стоимости, достигающей 9,9 миллиардов евро. Остальные средства обеспечит российский Газпром. «Все средства, как и запланировано, поступили на счет Nord Stream 2 AG», — заявил 15 июня заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев. По его словам, этот проект полностью отвечает требованиям европейского законодательства, поскольку реализуется по нормам, которые были выполнены в «Северном потоке — 1». Не стоит отдельно говорить о том, что страны, чьи компании участвуют в строительстве газопровода, являются самыми ярыми сторонниками «Северного потока — 2». К ним стоит добавить еще и немецкие компании E.ON и BASF, которые будут участвовать в дистрибуции газа. На часть прибыли рассчитывает и Швеция, потому что газопровод будет проложен через ее воды. Кроме того, в этой стране будет базироваться часть мощностей, необходимых для строительства.
Таким образом, сформировалась замкнутая конструкция, которая всем выгодна, и в рамках которой, что еще важнее, Россия и остальная Европа выступают партнерами. Этого не скажешь об американских планах по доставке сжиженного газа в Европу. Ведь в случае их реализации львиная доля преимуществ будет только у одной стороны, а энергоноситель обойдется во много раз дороже того газа, который Россия поставляет с сибирских месторождений. Поэтому Европа, как пишет Таня Вуич в «Политике», заявила Вашингтону, что будет сама выбирать энергетических партнеров и не станет полагаться на американский выбор: «Таково послание официальному Вашингтону от правительств в Вене и Берлине на очередном этапе обострения трансатлантических отношений. Поводом для необычайно резкого заявления Австрии и Германии в адрес Америки стало решение Сената США большинством голосов (98 из 100) утвердить новый пакет санкций против России в связи с мнимым вмешательством Москвы в президентские выборы в США в ноябре прошлого года».
В основе новых американских санкций против России, по заявлениям, лежит желание Вашингтона сурово наказать те фирмы, которые сотрудничают с российскими энергетическими компаниями, а также участников проекта «Северный поток — 2». Против американских намерений возразил канцлер Австрии Кристиан Керн и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль. Они обнародовали совместное обращение. «Энергообеспечение Европы является вопросом Европы, а не Соединенных Штатов Америки. Мы не можем согласиться с угрозой незаконных экстерриториальных санкций против европейских компаний, которые участвуют в развитии энергоснабжения Европы. С достойной внимания открытостью законопроект США описывает, почему это происходит: чтобы продавать американский сжиженный газ и вытеснить поставки российского природного газа на европейском рынке. Цель состоит в том, чтобы защитить рабочие места в нефтяной и газовой промышленности в США», — говорится в обращении Керна и Габриэля, которые также отметили, что Вашингтон снова оказывает политическое давление на Европу и ее стратегические интересы. «А угрозы подвергнуть санкциям на рынке США компании из Германии, Австрии и других европейских стран, если они вместе с Россией участвуют в проектах природного газа, таких как „Северный поток — 2", или финансируют их, привносят совершенно новое и очень негативное качество в европейско-американские отношения», — говорится в обращении.
Немецкий канцлер Ангела Меркель тоже выразила обеспокоенность желанием Вашингтона наказать тех, кто участвует в инвестировании, продаже, аренде и обеспечении «работ, услуг, технологий, информации и поддержки» проектов, цель которых — импорт энергоносителей из России. «Этого не должно быть. Мы всегда ясно выступали против экстерриториальных санкций США, которые значительно выходят за рамки заявленной цели», — отметил спикер правительства Штефан Зайберт.
Роль Катара в послании европейцам
В свете всего этого не стоит забывать и роль Катара, доля которого в европейском импорте газа достигает 23%. После визита американского президента Дональда Трампа в страны Персидского залива разразился внезапный кризис. Катар теперь оказался в изоляции из-за «сотрудничества с террористами». Все это можно расценивать, скорее, как своеобразное послание европейским лидерам, которые не могут рассчитывать на значительное увеличение поставок газа из России до 2019 года. Американская обеспокоенность террористической угрозой, таким образом, отходит на второй план. Кстати, США несут намного большую ответственность за образование и укрепление «Исламского государства» (запрещенного в России — прим. ред.), чем все арабы и европейцы вместе взятые. Американцы хотят отсечь крупного поставщика от европейского рынка, ведь именно сейчас США предлагает Европе свои услуги. Поэтому не удивительно, что европейцы все решительнее ориентируются на Россию как единственного надежного энергетического партнера, который, помимо прочего, достаточно силен, чтобы обезопасить свои поставки.
Конечно, Вашингтон продолжит давить на Европу, настаивая, чтобы она отказалась от энергетического сотрудничества с Москвой, и объясняя это соображениями безопасности. Разумеется, не случайно, что НАТО укрепляет позиции в тех регионах, где планируется прокладка российских газопроводов. Украина, Прибалтика, Балканы — вот точки соприкосновения России и ЕС, и, конечно, странно, что до сих пор Брюсселю не хватало мудрости и решимости, чтобы отстоять свои жизненно важные интересы.
Многочисленные искусственно созданные очаги нестабильности у самых границ ЕС, а также внутри них, не только приводят к усугублению экономического кризиса, но и угрожает самому существованию Союза. Возможно, пришло время Европе проснуться и повернуться на Восток — в сторону реальных партнеров, которые будут уважать ее законные интересы. И, конечно, Европа должна быть готовой противостоять давлению из Вашингтона. Недавние резкие заявления из Берлина и Вены — первые шаги в этом направлении.