«Деревенский сторож и два солдата убиты на востоке Турции. Масштабная операция против РПК проходит в Диярбакыре». «48 членов РПК „нейтрализованы", в то время как турецкие вооруженные силы продолжают воздушные удары».
Таковы два типичных заголовка турецкой газеты Hurriyet на прошлой неделе.
Мы каждый день читаем об этом, но очень редко статьи о войне против этой группы, которую Турция считает террористической, идут под крупными заголовками.
1068 убитых за девять месяцев
Не было крупного заголовка в газете и тогда, когда турецкий министр внутренних дел Сулейман Сойлу (Süleyman Soylu), выступая в субботу, заявил, что подразделения службы безопасности в течение последних девяти месяцев уничтожили 1068 боевиков РПК.
Война с РПК прекратилась в населенных районах юго-восточной Турции, где у курдов самые сильные позиции. Воинствующие члены РПК были вытеснены из городов и ушли в горы, где им легче сражаться. Поэтому война стала невидимой для большинства турок и окружающего мира.
«Действительно, большинство жителей Турции не так уж много думают о войне с РПК. Их больше занимает война в Сирии», — говори Гюнейт Акалин (Cüneyt Akalin), профессор политологии Университета Арель в Стамбуле.
В Турции убивают больше, чем на Украине
Согласно данным Международной кризисной группы (МКГ), по меньшей мере 2844 человека погибло в период с 20 июля 2015 года по 30 мая этого года.
Анализ данных МКГ о войне Турции с РПК и данных ООН о погибших в конфликте на Востоке Украины показывает, что количество погибших в этих двух войнах с 20 июля 2015 года было почти одинаковым.
Но в то время как количество погибших на Украине с осени 2015 года заметно уменьшилось, количество погибших на войне Турции с РПК остается большим.
Если, согласно докладам ООН, на Украине в этот период погибло 992 человека, то соответствующее число в Турции составляет по меньшей мере 2300.
Но числа могут быть еще больше. Конфликтующие стороны последовательно сообщают, что они уничтожили в 2-3 раза больше, чем зафиксировала МКГ.
Согласно данным МКГ, в течение девяти месяцев с сентября 2016 по май 2017 года было уничтожено 455 членов РПК, а турецкое министерство внутренних дел утверждает, что было уничтожено вдвое больше, то есть 1068 человек.
Война переместилась из городов в деревни
Во время первой фазы войны — с 2015 по начало 2016 года — активные боевые действия проходили в плотно населенных районах нескольких городов на юго-востоке Турции. Целые городские кварталы были превращены в руины.
Это может подтвердить команда журналистов Aftenposten, посетившая город Джизру в марте 2016 года.
Но эта война в городе не пользуется поддержкой народа, считает Вапан Коскун (Vapan Coskun), профессор юридического факультета Университете Дикле в Диярбакыре на юго-востоке Турции.
«Если РПК попытается еще раз сделать то же самое, то население региона не поддержит это», — считает он.
В настоящее время война в городах замерла, и зимой турецкие власти заявили, что планируют построить тысячи жилищ для тех, кто потерял свой дом.
Но боевые действия продолжаются, и в среднем там погибают 100 человек в месяц.
«Большинство турок считают, что мы должны уничтожить РПК. А они считают, что мы должны найти политическое решение. Даже самый националистический турок признает, что курды живут здесь, большинство из них — очень приятные люди, и мы должны найти способ сосуществования», — говорит профессор Акалин.
Турция подвергается сильной критике за нарушение прав человека
Управление комиссара ООН по правам человек (OHCHR) в марте этого года опубликовало доклад, где говорится, что в период с июля 2015 по декабрь 2016 года в конфликте погибло по меньшей мере 2 тысячи человек.
Более полумиллиона человек бежали из районов боевых действий.
OHCHR заявляет, что было задокументировано много случаев преувеличенного применения силы, были даже случаи убийства, исчезновения людей, пыток и разрушения домов.
В сообщении для Aftenposten OHCHR пишет, что Управление верховного комиссара ООН по правам человека следит за развитием ситуации в Турции, хотя ему не разрешено иметь представителей в районе конфликта.
«Большое количество убитых, о которых сообщают власти, показывает, что военные действия в этом районе проходят по-прежнему интенсивно, — говорит официальный представитель OHCHR Элизабет Тросселль (Elizabeth Elizabeth Throssell). — В нашем докладе от марта этого года мы выразили большую озабоченность по поводу сложившегося положения на юго-востоке Турции. Мы попросили власти расследовать доклады о серьезных нарушениях прав человека. Насколько нам известно, такое расследование не проводилось».
Турецкие власти охарактеризовали доклад ООН как «неприемлемый».
«Необоснованные утверждения в докладе больше всего напоминают пропаганду РПК», — говорится в заявлении турецкого министерства иностранных дел.
Страх, который РПК вызывает в Турции, привел страну к сирийской войне
В течение многих лет Турция бомбит то, что она считает базами РПК в Ираке и Сирии. Летом 2016 года крупные подразделения турецких вооруженных сил вошли в Сирию, чтобы помешать курдским частям установить контроль над всей северной Сирией и границей с Турцией.
Турция считает, что самая сильная курдская группа Северной Сирии, Отряды народной самообороны (YPG), — это ответвление РПК, и она тоже должна считаться террористической.
«Мы уничтожили 3 тысячи боевиков ИГИЛ (организация запрещена в России) и 10 тысяч членов РПК», — похвалился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) во время кампании перед референдумом в Турции в этом году.
Турция очень критически относится к тому, что США решили поддерживать Отряды курдской самообороны как наземные войска коалиции в борьбе с ИГИЛ в Сирии.