Когда нужно дать ответ на такой вопрос, можно сказать, что на ум не приходит другой альтернативы, кроме как коротко ответить или «да», или «нет». Но один из этих вариантов ответа может не дать достаточного объяснения. Необходимо прежде всего прояснить, что подразумевается под Западом. В узком смысле понятие «Запад» используется для обозначения европейского континента. Но при его рассмотрении в широком смысле так или иначе следует учитывать разные факторы. Прежде всего в рамках определенных критериев к «Западу» можно отнести как Америку, так и Россию. С другой стороны, когда мы представляем понятие «Запад» в смысле технологий и индустриализации, мы неизбежно включаем в него страны, которые активно разрабатывают технологии, такие как Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай и даже Израиль. С экономической точки зрения необходимо обратиться к другим критериям. При определении понятия «Запад» с точки зрения реализации прав и свобод человека можно получить иные результаты. Например, Россию, Китай в таком случае, наверное, будет непросто отнести к Западу.
Вне всякого сомнения, ответ на вопрос «Запад падет?» в контексте логики и отвлеченных рассуждений с учетом исторических данных — «да». Однако этот ответ опирается прежде всего на абстрактные правила, и, следовательно, не стоит ожидать, что получаемые результаты всегда совпадают с реальностью. Более того, эти правила не несут цели обоснования реальности и лишь выполняют функцию ее постижения.
Одним словом, налицо логическая непоследовательность точки зрения, которую предложил этот человек. Трудно представить, что какой-либо ее аспект можно принимать всерьез.
Тогда почему в некоторых СМИ, прежде всего в консервативных, были приведены взгляды этого человека?
На мой взгляд, тот факт, что такого рода декларации по поводу «Запада» были тут же растиражированы, уместно рассматривать как признак психологической ловушки. Нас мотивирует простота пренебрежения возникающей проблемой вместо ее анализа в силу того, что необходимость и неизбежность методичности и систематичности мышления не осознаются в полной мере. Когда эта психология вступает в силу применительно к «Западу», это обеспечивает определенное наслаждение и удовлетворение, по крайней мере временное. Тем не менее, если главная проблема рассматривается, например, как проблема цивилизации, то к ней необходимо прежде всего подходить с точки зрения нашего существования, а не кого-то другого, нашей деятельности, нашей ответственности, наших недостатков. Считать исчезновение кого-либо в качестве предпосылки собственного существования — это показатель недоверия к себе, неспособности, слабости, уязвимости. Становится понятно, что в этой ситуации существование, возможно, не будет иметь много смысла.