На прошлых выходных войска НАТО освободили Сувалкский коридор. Так военные называют узкий перешеек между Польшей и Литвой шириной сто километров. Сотни военных королевских ВМС, польские и американские пехотинцы высадились вечером с транспортных вертолетов. Они собрались в лесу в восточной части коридора, уже на литовской стороне. Утром они атаковали три участка противника, который взял под свой контроль стратегически важную ось в столице Вильнюсе. Через несколько часов войска НАТО вернули под контроль дорогу. Затем американские и польские танки начали продвижение, чтобы усилить многонациональные войска, находившиеся поблизости.
Да, это были только учения. В роли противника выступали литовские солдаты, сражавшиеся на стороне выдуманного государства «Ботния». С ним солдатам НАТО приходится в последнее время часто иметь дело в ходе учений по защите территорий альянса. Неудивительно, ведь Ботния находится на Балтийском море и является «нереформированной, старомодной народной республикой, с якобы имеющимися признаками демократии», вместе с тем располагающая «значительными военными способностями» и «политической волей для задействование военной мощи для достижения своих целей». Уже понятно, кто здесь имеется в виду — конечно, Россия.
Вооружена, с противовоздушной обороной, ракетами и танками
Теперь Владимир Путин не сможет ночью спать спокойно, поскольку тысячи солдат НАТО показали, как они возвращают небольшую часть своей территории. «Ботнийцы» по силам явно уступали противнику — как и всегда на учениях НАТО. В реальном мире было бы наоборот. У России десятки тысяч солдат в Калининграде и в Западном военном округе, она активно вооружена противовоздушными средствами, артиллерией, ракетами и танками. Не идет в сравнение с балтийскими странами, которым пришлось полностью воссоздавать свои вооруженные силы после обретения независимости и не обладают ни боевыми самолетами, ни тяжелыми танками.
Обеспокоены, в первую очередь, скорее литовцы. Они находятся «в тисках» между российским анклавом Калининградом, бывшим Кенигсбергом, и Белоруссией, ближайшим союзником России. Столица Литвы, Вильнюс, расположена непосредственно на границе. А в середине сентября вновь предстоят масштабные маневры по другую сторону — учения «Запад», в которые вовлечен весь Западный военный округ, включая 10 тысяч солдат. Насколько известно, русские в этот раз будут освобождать оккупированную НАТО Белоруссию. Литовское правительство полагает, что все учения в действительности отрабатывают вторжение в Балтику. Президент Литвы Даля Грибаускайте говорит об «агрессивном и наступательном маневре, направленном против Запада».
Не нужно рассматривать это как паранойю, поскольку и другие тоже обеспокоены. Например, Бен Ходжес, главнокомандующий американскими сухопутными войсками в Европе. Генерал предостерег от возможного нарушения границ или размещения российских войск в Белоруссии, что может обострить ситуацию в регионе. Русские уже дважды в тени масштабных маневров предпринимали настоящие действия по продвижению. В 2008 году в Грузии и в 2014 году на Украине. «Ее история полна примеров того, что она не придерживается договоров», — говорит Ходжес. Были ли это только мысли генерала вслух, или у него есть доказательства российских планов?
НАТО, по всей видимости, не располагает такими данными. В подобных случаях альянс должен делиться своими разведданными с членами альянса. В любом случае, эксперты НАТО всерьез воспринимают учения «Запад». Они проходили все последние четыре года. В 2009 году русские симулировали нападение с использованием ядерных ракет на Варшаву. Казалось, будто Россия рассматривает ядерное оружие внезапно как часть обычной войны. В 2013 году проходили учения по завоеванию Балтики. Позднее выглядело даже так, будто проводилась инсценировка захвата Крыма нерегулярными войсками.
В этот раз эксперты полагают, что русские и белорусы проводят учения по захвату Сувалкского коридора. Узкий коридор рассматривается военными планировщиками НАТО как крупнейшее географическое слабое место в регионе, сопоставимое с Фульдским коридором в годы Холодной войны. Там, на относительно равнинной территории советские танковые соединения должны продвигаться в сторону Западной Германии, полагали тогда стратеги.
На границе между Польшей и Литвой существует другая опасность — что прибалты будут отрезаны от остальной части альянса. Если русские будут контролировать эту узкую полосу, они смогут кроме того напрямую снабжать Калининград. Тогда для НАТО будет очень тяжело перебрасывать на север войска и подкрепление. Потому что на море русские располагают порядка 60 военными кораблями у Калининграда. А воздушное пространство над южной Прибалтикой они могут фактически блокировать своими мобильными системами противовоздушной обороны. Однако альянс знает хорошее средство борьбы.
Все четыре батальона в состоянии боеготовности
Не случайно НАТО именно сейчас, за несколько недель до начала учений «Запад», проводит учения в этом месте. И совершенно точно не случайно, что две боевых группы размещены по обеим сторонам Сувалкского коридора. Эти боевые соединения — недавнее достижение НАТО, их первые большие соединения на территории стран бывшего Варшавского договора — по тысячи солдат каждое. Решение об этом усиленном передовом присутствии НАТО было принято в Варшаве год назад, в качестве реакции на российскую агрессию по отношению к Украине. Альянс безучастно смотрел на те события, и теперь он должен защитить своих собственных членов.
Между тем, в боевой готовности находятся все четыре боевые группы. В понедельник в Литве приветствовали канадцев. Солдаты из шести стран маршировали по площади, музыкальная группа исполняла гимны, в небе кружили чайки. На трибуне присутствовало руководство страны. В речах выражалась солидарность по отношению к альянсу. Все вроде как обычно — но все-таки нет. В конце концов, над альянсом образовалось темное облако в образе Дональда Трампа.
Хотя американский президент подтвердил приверженность пятой статье договора о НАТО, но произошло это только после соответствующего запроса. Когда он в конце мая открыл новую штаб-квартиру НАТО, он вычеркнул такое признание из текста своей речи. Многие члены НАТО испугались, в том числе и Прибалтика. Ведь к чему все солдаты на суше, если нет политической воли их задействовать?
Пытались отогнать темное облако от альянса. «Это сильный знак солидарности. Он показывает решимость НАТО защитить каждого нашего члена», — заявил латвийский президент Раймондс Вейонис. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, приехавший из Брюсселя, сформулировал свою позицию следующим образом: «Наш альянс стоек: Нападение на одного члена будет рассматриваться как нападение на всех членов». И канадский министр обороны Харджит Саджан высказался однозначно: «Мы уверены в том, что международный порядок должен быть сохранен». Он, с их опытом ведения боевых действий в Афганистане, говорил об общих ценностях, о ценности многосторонних союзов и воли дальнейших действий по всему миру — программа, противоположная плану Трампа.
Для боевых групп солидарность альянса имеет решающее значение. Четыре тысячи человек — это не впечатляющая сила. Однако НАТО рассматривает соединения в качестве взноса в политику устрашения. В конце концов, российское нападение затронет напрямую государства, задействованные в боевых группах — и сделают общий военный ответ более вероятным. Если среди этих стран еще будут и ядерные державы, Москва пойдет на риск ядерной эскалации.
Поэтому в штаб-квартире НАТО многие хотели бы видеть, чтобы американцы были представлены в каждой боевой группе одной ротой, это своего рода страхование жизни. Такого нет, они напрямую представлены только в Польше, однако направляют соединения на маневры в других странах. В Эстонии вместе с британцами и французами представлены еще две ядерные державы. В Литве немцы ожидают французское подкрепление. «Мы полагаем, что Путин понимает этот посыл», — сказал планировщик НАТО.
Литовский министр желает большего присутствия НАТО
Кадры церемонии приветствия в Латвии и маневра в Сувалкском коридоре, напротив, более ориентированы на местную публику — в качестве перестрахования. Танки, которые на выходных прошли по «захваченной» улице, двумя днями позже еще раз были представлены общественности. Они прошли по понтонному мосту. Большой спектакль. На трибуне сидели генсек НАТО, президент Литвы, ряд министров обороны, послы и военные с золотыми погонами. Каждый политический гость прибывал на машине с сопровождением, которое было длиннее, чем сам мост. Американцы привлекли вертолеты Apache, в небе кружил и боевой самолет.
На Раймундаса Кароблиса, литовского министра обороны, это произвело, однако, слабое впечатление. Человек внушительного телосложения стоял после представления и морщил лоб. «Мы с удовольствием увидели бы еще большее присутствие войск НАТО», — сказал он, «по крайней мере, по одной бригаде на страну». Одна бригада — это 3000-4000 человек. Понятно, что некоторые члены альянса сомневаются, потому что не хотят провоцировать Россию.
«Но мы видим это иначе — российские способности намного больше!». То, что Москва, между тем, стянула еще больше войск к границе с Прибалтикой, Кароблис не хотел воспринимать как ответ на боевые группы. «Русские бы так и так это сделали», — сказал он. Однако в НАТО многие считают иначе. В ближайшем будущем Кароблис хотел бы видеть воздушную оборону НАТО, больше разведки и «решений» в вопросе российских способностей блокировать Прибалтику.
Американцы расширяют свое военное присутствие в Европе
В одном министр прав: боевые группы могут сдерживать, но не смогут сдержать российского мгновенного вторжения. Высокопоставленные военные США и НАТО проанализировали подобное возможное нападение. Результат в 2016 году был опубликован американской компанией Rand Corporation. Не обнадеживающий итог: российские войска в течение 36-60 часов способны оказаться перед Таллином или Ригой. Вооруженные силы этих стран были разгромлены российской огневой силой, однако все же смогли провести бой за свои столицы, повлекший за собой большие потери. НАТО пришлось возвращать Прибалтику со значительными издержками, связанными с опасностью задействования Москвой ядерного оружия.
Специалисты рекомендовали НАТО наибольшее присутствие в регионе, чтобы оказать эффективное противодействие России: семь бригад, три из которых с боевыми танками. Соединения должны быть в боевой готовности в течение недели. Такое количество сил альянс, конечно, предоставить не может, невзирая на политические мотивы. Один только поиск ведущих стран в боевых группах был крайне тяжелым, в связи с чем были введены две неевропейских страны-члена альянса. Европейцы перевели в бригаду одно подразделение «Острия копья».
А американцы вновь расширяют свое военное присутствие в Европе. Идет размещение третьей танковой бригады, ее штаб-квартирой пока что является Польша, соединения участвуют во многих учениях в регионе. Также они располагают дополнительной воздушной бригадой с базой в Германии. Кроме того, американцы привозят вооружение для четвертой танковой бригады в Германию, Бельгию и Нидерланды. Солдаты в случае конфликта будут доставляться на место.
В целом, выполняется около половины требований. Американцам реализация их «Европейской инициативы перестрахования» стоила в одном только этом году 4,8 миллиарда долларов, огромная сумма. Трамп увеличил средства на 40%. На это указывает генеральный секретарь НАТО, отвечая на вопрос о неоднозначной позиции Трампа относительно солидарности альянса. «Дела говорят больше, чем слова», — говорит Йенс Столтенберг, «американское присутствие в Европе — сильнейшая поддержка пятой статьи».