Москва — Пробыв без малого три года под влиянием западных санкций, Россия переосмысливает себя. Made in Russia становится модным. Все чаще на витринах и прилавках бутиков, в столичных кафе и магазинах на переднем плане оказываются отечественные марки и продукты. Возникла даже особая ниша органических продуктов класса люкс — многие из них производятся на небольших специализированных фермах — о которых с помпой сообщают меню самых роскошных городских ресторанов. Французский «Жан-Жак» изменил не только ингредиенты своих блюд, но и само меню. «Белый Кролик», который уже не раз входил в список 50 лучших ресторанов мира, заманивает к себе гостей белыми кубанскими трюфелями, ялтинским луком и морскими ежами из Владивостока. А российская сеть (кто бы мог подумать?) гамбургеров BB&Burgers делает упор на том, что использует стопроцентное российское мясо.
Судя по всему, нынешние тенденции являются ответом на изменившиеся реалии. Продукция косметического бренда Natura Siberica получила премию журнала Cosmopolitan, о чем с гордостью сообщается на упаковке, и заняла в списке покупок российских женщин важное место, которое когда-то принадлежало импортным маркам. Прилавки «Елисеевского», одного из самых старых и роскошных универмагов в центре Москвы, лишились датских и швейцарских йогуртов. Зато на их место пришли новые (и, возможно, некоторые из ранее уже существовавших) российские марки. Творог (что-то вроде еще более сливочной рикотты) предстает в новом виде с целой гаммой вкусов и занимает почетное место в холодильниках. Найти французский камамбер или финский сыр стало на порядок труднее. Между тем молочные продукты, которые всегда были предметом национальной гордости, вернулись на прилавки. В России теперь делают даже традиционный итальянский сыр буррата.
Тесное сотрудничество с Китаем
В Москве перемены также коснулись сферы услуг. И речь идет не о сезонных веяниях в связи с началом лета. Продавцы и официанты излучают любезность, пытаясь всячески угодить клиенту, тем более иностранцу. Они прекрасно понимают, что считать нынче приходится каждую копейку, и обслуживание должно быть на уровне. Показательно, что появляется все больше рекламы на китайском языке с целью привлечь новые орды туристов. Самолеты из Пекина и Шанхая в Россию, особенно в такие города, как Иркутск и Владивосток, до которых около двух часов пути, никогда не пустуют. Упростили даже процедуру въезда в страну.
Лицензированные транспортные компании являются еще одним новшеством в стране, которая до недавнего времени оставалась приверженцем советской идеи такси, когда перевозить пассажиров мог каждый желающий. Достаточно было вытянуть на улице руку, и заинтересованные водители останавливались, чтобы договориться о тарифе — подспорье для семейного бюджета.
Новый сценарий обусловлен не только санкциями, введенными Западом 31 июля 2014 года и направленными против чиновников, которые связаны с правительством, а также военной и энергетической сферами. В августе того же года Россия объявила о своих ответных мерах: прекратить импорт сельскохозяйственной продукции и сырья из тех стран, которые ввели в ее отношении собственные ограничения.
На прошлой неделе Европейский союз вновь продлил срок санкций еще на шесть месяцев. Так же несколькими днями ранее поступили Соединенные Штаты.
Возобновление экономического роста в России после двухлетней рецессии связано не только с этим. Введенные Путиным санкции сократили объем импорта и спровоцировали резкий скачок цен. Однако падение курса рубля по отношению к доллару сделало отрасль более конкурентоспособной. Импортозамещение помогает стране.
Торговля с Китаем в 2016 году выросла на 2,2% по сравнению с предыдущим годом и за период первых пяти месяцев этого года уже достигла 26,2%. На своей ежегодной пресс-конференции Путин заверил россиян, что с санкциями Россия потеряла от 50 до 52 миллиардов долларов, между тем потери Запада, по его словам, составили 100 миллиардов. Финляндия, небольшой по территории европейский сосед России, засвидетельствовала падение своей доли продаж продуктов питания российским потребителям с 33% в 2013 году до 8,5% в 2015 году. ЕС в целом утратил свои позиции на российском рынке. Воодушевленный решительными мерами, сельскохозяйственный сектор просит президента не снимать санкции.
Путин заявил, что санкции дали России стимул к тому, чтобы сбросить с себя зависимость от экспорта нефти и газа и «включить мозги и таланты», чтобы развивать другие отрасли. Он признал, что эмбарго на большую часть западного импорта способствовало увеличению российского сельскохозяйственного производства. В прошлом году страна стала крупнейшим экспортером пшеницы, с показателем более 34 миллионов тонн, рекордным при общем объеме отечественного производства, который составляет 119 миллионов тонн. Речь идет о лучшем за последние 15 лет результате.