В последнее время экс-президент Грузии, находящийся в Украине и перешедший в оппозицию ко всему, что движется, снова привлек к себе внимание общественности несколькими громкими заявлениями. Произошло это после некоторого медийного затишья вокруг его персоны, хотя вполне вероятно, что в Киеве он по-прежнему гиперактивен, но в Тбилиси о нем в последнее время практически ничего не слышно.
По правде говоря, по Саакашвили можно писать хрестоматию о том, что происходит с политиками, которые потеряли чутье и задержались на авансцене дольше, чем это было нужно. Миша все более явно перебирается в маргинальную нишу: то, что три года назад работало, сегодня уже вызывает у украинцев легкую усмешку.
Политика — она близка по своей психологии к криминалу. И там и там большое значение имеет принцип «Не можешь — не доставай, достал — бей». Понятие «тысяча и одно предупреждение» — оно для неудачников, серьезные политики предупреждают всего пару раз, а потом делают.
Прекрасно помню, с каким энтузиазмом встречали в украинских социальных сетях полные обличительного пафоса речи Саакашвили года два-три назад. Он был гвоздем программы, его смелые выступления вдохновляли и неуклонно увеличивали его рейтинг. Но все на свете имеет начало и имеет конец…
Невозможно три года выступать с обвинениями, обличениями, метать громы и молнии в духе «тигру в клетке не дают мяса, спасайте хищника» и при этом оставаться на плаву. Все когда-то заканчивается. В первые месяцы риторика правдоруба воодушевляет, через полгода она всего лишь обнадеживает, а через три года — вызывает ироничную усмешку.
Могу сказать от себя лично: я к политику Михаилу Саакашвили отношусь вполне прилично. Прекрасно понимая все темные стороны периода его правления, никогда не буду отрицать, что ему удалось сдвинуть с места глухой грузинский камень, который стоял без движения столетия, — с его пропахшими нафталином традициями, дедушками-бабушками, великой историей и православием.
Однако все это было в прошлом, и сегодняшний Михаил Саакашвили — уже совсем не тот, что в 2004. Говорил не раз и не два и не поленюсь повторить многократно: любые реформы, в том числе самые удачные, — это штучный товар. Это ни в коем случае не конвейер, и перенести опыт одной страны на почву другой — проблематично.
Еще год, даже полтора года назад было ясно: Миша уже не тот. Он все так же энергичен, и с виду вроде бы все по-прежнему, но в Украине он уже стоит на грани того, чтобы стать смешным, — а это самое худшее, что может произойти с политиком. Уж лучше пусть ненавидят, чем смеются.
Еще год и даже два назад говорил то же, что говорю сейчас: он должен уйти из украинской политики. Все аргументы типа «он — эффективный реформатор», «он может спасти Украину» звучат исключительно несерьезно. Во-первых, он был эффективным реформатором, но сегодня совершенно не похож на самого себя, во-вторых, совершенно очевидно, что в Украине его к власти не подпустят. Его не хочет видеть политическая и бизнес-элита, и у него нет широкой народной поддержки по причине разочарования в лагере сторонников реформ.
Даже самые правильные речи имеют свойство надоедать, если ими злоупотреблять: видеть, где проходит эта тонкая, незримая грань — это и отличает политика от слесаря, а вовсе не уровень образования.
Точно так же считаю, что должны вернуться в Грузию и другие члены команды Саакашвили, которые оказались за бортом украинской власти. Не надо им там бегать по городам и селам с обличительными текстами. Надо наконец всем понять: Украина — это очень дружественная, всеми нами очень уважаемая, но все-таки чужая страна.
Иностранец, который качает права в чужой стране, всегда выглядит не слишком привлекательно. Пока украинцы верили в то, что грузинские реформаторы сумеют сотворить чудо, пока они были обласканы и официозом, и общественным мнением, — это еще ладно, куда ни шло.
Но если на них уже не рассчитывают, в них уже разочаровались — все, бери шинель, пошли домой. К сожалению, это же касается и наших военных, которым украинская власть тонко намекает, что незваный гость хуже татарина и пора бы им честь знать.
Каждый грузинский военный, который стоял на линии фронта рядом с украинцами, — это предмет нашей гордости. Это только такая непонятная, мутная и исключительно неблагодарная страна, как Грузия, может не знать своих героев поименно. Но и тут, как в случае с Саакашвили, все когда-то заканчивается.
Могу представить себе обвинения в свой адрес со стороны фан-клуба Саакашвили, и это — одна из проблем. Всякий, кто хоть раз читал мой блог, знает, что я — не очень большой поклонник Грузии и грузинского менталитета, но скажу честно: даже мне будет неприятно, если завтра гипотетические украинцы начнут массово писать в социальных сетях: «да вы кто такие, грузины, вы же совки, избрали себе бандита Иванишвили, у вас нет другого выхода, вы должны позвать к себе наших бизнесменов и инженеров, чтобы наладить экономику. Сами вы ничего не умеете».
Фанаты Саакашвили пытаются быть украинцами больше самих украинцев и позволяют себе, в общем, довольно-таки хамские заявления типа «Саакашвили — единственный, кто может спасти Украину, а так, без него, они ничего не смогут, потому что совки»…
Простите, пожалуйста, а ничего, что вы говорите о стране, у которой высококвалифицированных инженеров больше, чем у вас всего населения? Ничего, что вы обвиняете в недееспособности страну, которая выпускает ракетные двигатели и атомные реакторы?
Вы тут у нас от чьего имени говорите — Германии с Англией или Грузии, которой во многих отношениях до Украины еще расти и расти? Не от имени ли той Грузии, которая, даже будучи реформированной, все равно живет в целом беднее, чем нереформированная и коррумпированная Украина?
Пора наконец всем моим соотечественникам и тут и там понять: мы еще не доросли до той степени развития, когда можем с гордой осанкой учить всех подряд жизни, и успешная административная реформа — еще недостаточная причина для того, чтобы включать менторский тон в адрес кого бы то ни было.
Возвращайтесь домой. Вы там уже никому не нужны. Оставьте Украину украинцам.